В целом довольно обычная средняя советская исторически-приключенческая повесть. Двое рабочих с Урала отправляются за золотом в Южную Африку и попадают прямиком на вторую англо-бурскую войну. Помогают бурам, как и другие русские волонтеры, сражаются с англичанами и так далее. Встречаются, между прочим, с Черчиллем и даже берут его в плен, из которого тот, впрочем, благополучно сбегает. Один из этих двух друзей погибает, а второй становится марксистом и возвращается в Россию делать революцию. Впрочем, он тоже гибнет.
Кстати, напомню, что именно тогда происходили и события, описанные в документальной книге Ганса Шомбургка «Дикая Африка». Вообще-то, автор намекает на то, что сюжет «Странного генерала» тоже не вымышлен:
Летом 1954 года ко мне пришел житель города Березовского Александр Семенович Мякишев и рассказал, что из рук покойного А. Н. Пятницкого, известного на Урале журналиста и краеведа, получил в свое время тетрадочку с дневниковыми записями участника англо-бурской войны П. Н. Ковалева, обнаруженную в делах бывшего жандармского управления. Переписав дневник, тетрадочку эту А. С. Мякишев вернул А. Н. Пятницкому, а тот будто бы сдал ее в государственный архив.
На основе этого дневника А. С. Мякишев написал и в 1955 году опубликовал в альманахе «Боевые ребята» нечто вроде повести «Путешествие в Африку» в литературной обработке Н. Катковой. В этом небольшом, на двадцати пяти страницах, произведении англо-бурской войне было отведено лишь полторы страницы.
Я искал подлинник дневника Ковалева. Ни в личных бумагах А. Н. Пятницкого, ни в архивах обнаружить его не удалось. Однако интерес к этому делу у меня не исчезал.
Изучая историю англо-бурской войны и участия в ней русских, я пришел к убеждению, что рассказанное А. С. Мякишевым вполне могло быть. Эта убежденность превратила для меня возможное в реальное.
Так родился «Странный генерал». И сейчас мне уже трудно сказать, выдумка ли он или был в действительности. Я только знаю, что описанное мной – историческая правда.
Если так, то вполне возможно, что наши ребята и с Шомбургком встречались. Ну, если и не они, то кто-то на них очень похожий, ведь русских на той войне было очень немало, помните знаменитую песенку «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне»? Или менее известную, но отмеченную в литературе (в замечательной «Апсны – страна души» Евгения Астахова) «Люлю, купи мне пушку и барабан, я поеду к бурам бить англичан»? И популярность буссенаровского «Капитана Сорви-Головы» в России тоже выросла не на пустом месте.
Из Паустовского:
Даже киевские шарманщики, игравшие до тех пор только "Разлуку", начали играть новую песню: "Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне". За это мы отдавали им пятаки, припрятанные на мороженое
А вот из Виктора Шкловского:
Буров знали все.
Знали цилиндр президента Крюгера, и сейчас я помню фамилию бурского генерала Девета и узнал бы его по портрету.
Понимали, что англичане в Африке обижают крестьян, но у тех есть ружья и они отстреливаются.
Улица пела песню:
Трансваль, Трансваль, страна моя! Ты вся горишь в огне.
Песня населяла темные дворы и не была забыта. Она воскресла в годы революции и попала в стихи Маяковского.
Вот и сейчас помню строку:
А младший сын в пятнадцать лет Просился на войну…
Старая песня умирала и перед концом своим вспыхнула еще раз.
Автор статьи «Эта старая-старая песня» Давидсон писал, что эту песню пели и во время Гражданской войны со словами «Сибирь, Сибирь, страна моя...»
В общем-то, можно понять, почему весь мир, включая не только русских, но и французов, канадцев, американцев, симпатизировал бурам, почему добровольцы из этих стран ехали в Южную Африку «бить англичан» – все-таки такие маленькие буры против таких сильных англичан. В России огоньку подбрасывала официальная пропаганда, разжигавшая англофобию и нахваливавшая буров примерно так:
Прямые религиозные фермеры, решившие своей кровью отстоять свободу отечества, всегда будут ближе сердцу Святой Руси, чем наш исконный враг — холодная и эгоистичная Англия. По своей глубокой вере и Бога буры нам родные братья.[1]
И все же именно «маленькие буры» придумали слово апартеид, именно они (правда, совместно со своими бывшими врагами-англичанами) построили ту ЮАР, с которой весь мир отказался иметь дело. При всем уважении к русским волонтерам, отправившимся к бурам, им стоило бы поосторожнее относиться к массовым патриотическим порывам.
Любопытнейшие статьи о русских волонтерах на тех войнах можно найти здесь.
No comments:
Post a Comment