/* Google analytics */

Sunday, March 17, 2013

Доктор Фаустус. Томас Манн

На форуме the-ebook.org упоминали Томаса Манна, и я вспомнил, что где-то у меня в архивах, в Inachevé, как выражался Козьма Петрович Прутков, было что-то записано по поводу «Доктора Фаустуса». Вот-с, выкопал:

Мне очень нравится «Волшебная гора» Манна, поэтому у меня язык не поворачивается сказать, что «Доктор Фаустус» – так себе книга. Нет, книга хорошая. Вот только при моем – не совсем правильное слово, но да ладно – равнодушии к музыке ее там слишком много. Почему-то музыка у Гофмана меня никогда не утомляла, может быть потому что ее там в меру. А здесь, как мне показалось, явный ее избыток: подробные разборы симфоний Леверкюна, лекции о Бетховене, экскурсы в историю музыки... Вроде бы и понимаю, о чем речь, все-таки худо-бедно с классикой я знаком, терминологию понимаю, я даже понимаю, почему именно музыка, а не живопись или скульптура (Манн сам говорит, что из всех искусств именно музыка ближе всего к колдовству и некромантии), но не слышу этой музыки и поэтому изрядная часть книги проходит мимо меня.

Впрочем, это ладно, это мелочи. Хуже то, что я не понял, о чем книга. Нет, конечно, о противостоянии культуры и варварства, но в сюжете многое осталось неясным.

И все-таки... Все-таки не зря я ее читал. Во-первых, там встречаются чертовски глубокие размышления о политике, обществе, культуре, фашизме и прочем. Во-вторых, книга все-таки хорошая, особенно после того, как ее дочитаешь и посидишь, размышляя на досуге – а что же это я сейчас прочел... В-третьих, как полагается модернисту, Манн упаковал в текст аллюзии на другие книги, в первую очередь на Шекспира и Достоевского. Так что все-таки читайте «Доктора Фаустуса». Особенно если вам кажется, что вы любите классическую музыку ;)

No comments:

Post a Comment