/* Google analytics */

Friday, January 21, 2011

«Волк среди волков». «Маленький человек, что же дальше?» «Каждый умирает в одиночку». Фаллада, Ханс

Три повести Ханса Фаллады, немецкого писателя, которого сейчас в Германии не очень-то чтут. И не сказать, чтобы он замарал себя сотрудничеством с нацистами, а просто не эмигрировал и не писал антифашистских книг. Или писал, но его просто недопоняли.

В двух книгах из трех действие происходит где-то в двадцатые и тридцатые годы, а в последней — в сороковые. «Каждый умирает в одиночку» — история берлинской семейной, которая, потеряв сына на фронте, начинает свое маленькое движение сопротивления фашизму. Все, что они могут, это писать открытки, которые, как они надеются, раскроют глаза хоть кому-то, хоть двум-трем людям. Это такая немножко мещанская борьба, бесполезная, безнадежная и оттого трогательная. Я был уверен, что именно эта книга окажется самой интересной из трех и поэтому отложил ее на десерт. Тем более, что в этом случае я читал их в хронологическом порядке.

Сначала я прочитал «Волк среди волков». Что-то в ней есть от Ремарка. Не только время и место действия, но и некоторые характеры. Если совсем честно, то Ремарк, конечно, лучше, но и сказать, что Фаллада средненький писатель, я не возьмусь. «Волк среди волков» это довольно подробная картина жизни в Германии в 1923-1924 годах. Там есть и социальная тема, и история взросления молодого человека, и юмор, и политика. Название, правда, смущает, но это потому что оно двусмысленно. Там нет ни индивидуализма, ни обличения мира капитала. Точнее было бы перевести «Вольф среди волков», потому что именно Вольфом (точнее, Вольфгангом) зовут главного героя. В общем, недурная книжка.

Вторая книга, «Маленький человек, что же дальше?», тоже напоминает Ремарка. История молодой пары, которая проходит через множество искушений и испытаний, мне очень понравилась. Между прочим, читая ее, я все время вспоминал старую-старую песню Сонни и Шер, “Little Man”:

Little man,
When you stand by my side
Then I know I don't have
To hide from anyone
And I pray that
We'll stay just that way
Till the day comes along
When we catch the sun

Эта песня, по-моему, отлично передает и настроение, и сюжет этой немножко сентиментальной истории — маленький человечек и его маленькая девушка, которые одни в мире, старающемся оторвать их друг от друга, а они сопротивляются:

Little girl you're runnin'
Come catch my hand I'm near you
Little girl you're singin'
Come closer to me I hear you

Ну, очень трогательно.

А третья повесть, «Каждый умирает в одиночку», меня разочаровала. Может быть, дело в том, что Фаллада писал ее в сорок седьмом году, совсем перед смертью, когда он уже сильно страдал от депрессий. Мне показалось, что историю противостояния человека и фашизма можно было бы сделать интереснее и заглянуть в нее поглубже. Поэтому «Каждый умирает в одиночку» получила у меня четыре балла, «Волк» — пять, а «Маленький человек» — шесть.

No comments:

Post a Comment