Четыре года спустя я перечитал «Ртуть». Я надеялся, что, может, на английском книга окажется лучше. Ну, что сказать... Я засомневался, а стоит ли продолжать читать «Барочный цикл» дальше. Во-первых, по-английски я все же читаю медленнее, а значит, на два оставшихся тома я потрачу по меньшей мере два, а то и четыре месяца.
А во-вторых, впечатления неоднозначные. Мне категорически не нравится стиль, в котором написаны «Ртуть» и «Криптономикон». Не люблю, когда в интересной книге вдруг попадается ерничество, когда в исторический сюжет вплетают комическую параллель с современностью (как, например, жалобы венецианцев на пробки, вызываемые на каналах большим количеством гондол, что ведет к «canal rage», «канальному гневу» (ср. современный «road rage»)). Не люблю повышенное внимание к болезням, боли, страданиям и отправлению естественных потребностей, даже если это, по мнению автора, необходимо для воссоздания атмосферы эпохи.
Но при всем при этом, Стивенсон написал отличную историческую книгу. Причем до него я как-то всерьез не относился к этим событиям. Вернее, они не складывались в одну картину. И только сейчас я начал понимать, насколько все это связано, насколько близки во времени были герои самых разных книг. В «Ртути» очень много исторических лиц. Собственно, там вообще очень много действующих лиц, но многие еще и исторические. Но интереснее всего то, что эти персонажи отметились еще и в других известных книгах! Так, у Стивенсона упоминается Д'Артаньян (правда, только в воспоминаниях одного из героев), судья Джеффриз (отправивший в рабство капитана Блада), герцог Монмут (появлявшийся у Вальтера Скотта в «Пуританах» и возглавлявший то восстание, за которое осудили Блада), Кольбер (бывший когда-то покровителем Анжелики де Пейрак), Черная Борода Тич (пират из «Владетеля Баллантрэ» и прототип капитана Флинта из «Острова сокровищ» другого Стивенсона, Роберта), Джон Черчилл, герцог Мальборо (тот самый Мальбрук, который «в поход собрался») и тому подобные достойные джентльмены. И это не говоря уже о Ньютоне, Гуке, Бойле, Лейбнице, Гюйгенсе, Флэмстиде и всей их компании, которые еще на школьных уроках стали почти родными людьми. До Стивенсона никогда не думал о Питере Бладе как о ровеснике Ньютона.
Во второй и третьей книге обещают еще больше персонажей, включая Петра Первого, а действие из Европы должно перейти в Индию, Филиппины, Японию и Мексику. Может, попробовать... Но не сейчас. Сначала нужно прочитать много всего, что набралось за эти полтора месяца.
Историческим весь барочный цикл назвать нельзя, ибо расходится он кое в чём с историей. Чем дальше, тем больше.
ReplyDeleteНо как "стереовизор эпохи" эта вещь не имеет равных.
Ну, он все-таки исторический, насколько являются историческими романы того Вальтера Скотта, например. Хотя, конечно, изучать историю по нему не стоит.
ReplyDelete