/* Google analytics */

Sunday, November 21, 2010

О переводах и переводчиках

С форума The-ebook.org:

«Чужак в стране чужой» Хайнлайна в переводе Михаила Пчелинцева. Первое предложение книги (дальше в таком же духе).

Ориганал: "The first human expedition to Mars was selected on the theory that the greatest danger to man was man himself".

Перевод: "И ежу ясно, что самую большую опасность для человека представляет человек (то ли он сам, то ли его ближний, а может, даже и не ближний, а какой-нибудь совсем уж дальний — тут мнения расходятся). Вот этот-то хорошо известный очень распространенному в природе насекомоядному млекопитающему (см. сочинения А. Брэма) факт и стал основополагающим при подборе кадров для первой марсианской экспедиции (марсианской, это в смысле человеческой — на Марс, а не, скажем, марсианской — невесть куда)".

Теперь я понимаю, почему мне никогда не нравилась эта книга. Автор-то, оказывается, Пчелинцев.

Впрочем, из того же треда на форуме мы узнаём имена и других наших героев:

Я тут недавно "Автобиографию" читал Агаты Кристи. Очень впечатлила.Это одна из тех книг которые остаются в памяти надолго. Порекомендовал её маме которая читает на русском. Пообещал ей найти подтверждение того что книга была переведена и её можно заказать в книжном. Погуглил вобщем и нашёл. Закачал. Открыл. Автобиография. Перевод Валентины Черменджи и Ирины Дорониной. Книгу я как раз только закончил и в памяти были свежи последние главы. Особенно запомнился эпилог который я зачитывал в этот же день, как только пришёл с работы, своей жене. Стало интересно,а как же всё это на русском-то звучит? Открываю этот самый эпилог. Читаю. Перевод сам не высшего качества был как мне показалось,но придираться глупо памятуя о том как трудно переводить книги и о том что сам я не переводчик. Читаю дальше и не понимаю,что это? В оригинале текст выглядел вот так:

I have always admired the Esquimaux. One fine day a delicious meal is cooked for dear old mother, and then she goes walking away over the ice–and doesn’t come back… One should be proud of leaving life like that–with dignity and resolution.

Перевод выглядел следующим образом:

Я всегда обожала эскимо. Однажды для дорогой старушки мамы будет приготовлено изысканное холодное блюдо, она уйдет по ледяной дороге — и больше не вернется…Такой жизнью — достойной и насыщенной, — какую прожила я, можно гордиться.

А должен был выглядеть приблизительно следующим образом:

Я всегда восхищалась эскимосами. В один прекрасный день,изысканный обед приготавливался для дорогой старенькой мамы и потом она не спеша уходила прочь в ледяные просторы чтобы уже никогда не вернутся. Человек должен быть горд покидая жизнь вот так -достойно и решительно.

No comments:

Post a Comment