Полное название книги по-немецки тяжеловесно и педантично: «Потерянная честь Катарины Блюм или Как возникает насилие и к чему оно может привести», или, чтобы окончательно вогнать читателя в столбняк, «Die Verlorene Ehre der Katharina Blum oder: Wie Gewalt entstehen und wohin sie führen kann». Сама книга так же занудна, хотя это явно преднамеренно. Жанр судебного протокола выбран не случайно.
Не побоюсь испортить удовольствие, пересказав вкратце сюжет. Не то, чтобы книга была настолько плоха, чтобы не доставить удовольствие, но и не настолько хороша, чтобы ее нельзя было пересказать. Семидесятые годы в ФРГ. Юная одинокая барышня старательно трудится, выкарабкиваясь из бедности. Работает приходящей уборщицей, горничной, кухаркой, копит на квартиру. Иногда читает книжки, иногда ходит на танцы. На этих танцах она как-то знакомится с молодым человеком, они друг другу сразу приходятся по душе и они проводят ночь вместе. Утром в квартиру начинает ломиться полиция, и Катарина помогает парню сбежать через вентиляционный ход. Начиная со следущего дня ее жизнь кончается. Парень оказывается преступником, а то и террористом, полиция вызывает ее на допросы, а главное, что за разработку этой темы берется газета. Газета патриотически возмущена таким низким, негражданским поведением фройляйн Блюм, и подозревает ее в соучастии в преступлениях. Газета не может пройти мимо и начинает свое расследование, находит бывшего мужа Катарины, ее больную мать, бывших соседей... А если они почему-то не хотят возмущаться аморальностью девушки, то за них всегда можно дописать правильные слова. Тем более, что это привлекает читателей, рекламодателей и деньги.
Репортеры газеты буквально преследуют Катарину. Сначала ее называют любовницей бандита, потом пособницей. Рассказывают, что все, кто ее знает, давно предрекали ей такой финал, что она чуть ли не с детства поражала всех жестокостью и эгоизмом и тому подобное. Словом, кончается дело тем, что она убивает журналиста, который сделал эту историю своим коньком.
В общем, история о том, как общественное мнение может довести человека до последней черты. И еще о том, что это общественное мнение далеко не всегда является общественным, а просто выдается за него. Естественно, небескорыстно. А выводы можно сделать разные. У меня, скажем, первая мысль была о том, что нельзя основывать мнение о людях на рассказах других. Что бы там ни говорили по телевизору, что бы ни писали в интернете (о газетах я уж молчу). Правда, это относится к отрицательному мнению. Положительное, наверное, можно.
Ну, и напоследок процитирую аннотацию к «Катарине Блюм»:
Бёлль «вмешался» в дело Баадера — Майнхоф, одно из самых трагических событий террористической волны в Западной Германии, опубликовав статью, в которой стремился противодействовать разгулу насилия, и употребив в ней по отношению к откровенно бульварной газете «Бильд» выражение «открытый фашизм». Последовала форменная травля Бёлля в шпрингеров-ской прессе, он оказался среди тех «интеллектуалов», которых громче всех обвиняли в «пособничестве терроризму», ему грозили расправой, в его доме был произведен обыск, а позднее в него была подложена бомба.
Эти события отразились в повести «Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974), хотя, как обычно у Бёлля, далеко не впрямую. Он заявил даже, что «рассматривать эту книгу в связи с историей Баадера — Майнхоф, по его мнению, — ошибка или недоразумение». Однако книга открывается предуведомлением такого рода: «Если при описании определенных журналистских приемов обнаружится сходство с приемами газеты „Бильд“, это сходство ни преднамеренное, ни случайное, но неизбежное». В связи с «Катариной Блюм» Бёлль заметил, что и писатель имеет право на месть. Судя по всему, месть достигла цели. Эта небольшая повесть, выделяющаяся по своему значению из всего позднего творчества Бёлля, долгое время после выхода в свет была бестселлером; и все это время шпрингеровская пресса вопреки обыкновению вообще не печатала списки бестселлеров.
No comments:
Post a Comment