/* Google analytics */

Friday, April 9, 2010

Фарих, Фабио. Над снегами

Довольно долго я не мог понять, что я читаю: то ли автобиографическую повесть о полярном летчике, то ли залихватский приключенческий роман для подростков в духе василий-палычево-аксеновского фильма о героическом летчике Иване Пирамиде «Пока безумствует мечта» («Джек Лондон, Аляска, золото, страсть...»). Отчасти, наверное, из-за того, что о Фабио Бруновиче Фарихе я слышу впервые, хотя о полярниках и о полярных летчиках читал много. Отчасти из-за экзотического, словно нарочно придуманного имени автора и героя книги. А третья причина, безусловно, лихое предисловие Игоря Даксергофа. Очень советую прочитать хотя бы его.

Так вот, Фабио Фарих был одним из пионеров российской и советской авиации, что неудивительно: вся его семья, и отец Бруно Васильевич, и мать Жаннетта Ивановна, были энтузиастами-автомобилистами, большими любителями техники. Я, если можно процитирую целиком его биографию из газеты «Красный тундровик»:

Фабио Брунович Фарих родился в обеспеченной семье петербуржского служащего 26 мая 1896 года. Отец его Бруно Васильевич был заядлым автомобилистом и принимал участие в первых российских автогонках на своем элегантном «Бразье». Ген лихачества и любви к техническим новинкам передался и сыну – сам Фабио Брунович на склоне лет вспоминал: «Мне с детских лет нравилась техника, связанная со скоростью и движением». В 1916 году юноша окончил Михайловское реальное училище в Москве, поступил на курсы шоферов. В марте 1918 г. он получил водительские права и вскоре добровольцем ушел в Красную Армию. Затем были три года гражданской – голод, тиф, перестрелки – в конце 21-го помощник начальника санитарного поезда по технической части Фарих демобилизовался. Увлечения остались прежними – своими руками из металлического хлама он собрал последовательно велосипед, мотоцикл и даже автомобиль!

Еще с юности, увидев в небе над Москвой первые хрупкие аэропланы, он «заболел» небом. В 1923 году, узнав о наборе механиков в гражданский воздушный флот, Фабио Брунович без раздумий подал заявление, прошел отбор и через несколько дней летел на пассажирском «юнкерсе» в Ташкент. В 1928 г. он прошел обучение в Московской школе бортмехаников и стал летать по маршруту Иркутск – Якутск – Бодайбо в экипаже опытного полярного пилота Маврикия Слепнева. В 1929 году они летали на Чукотку со спецзаданием на поиски погибшего американского летчика Эйельсона и его бортмеханика Борланда. В этих сложных перелетах Фабио Брунович приобрел немалый опыт, и в 1930 году он без труда окончил Московскую школу ГВФ – а Слепнева всегда считал своим наставником. Мечта сбылась.

Уже в 1931 г. он выполнил важное задание наркома Орджоникидзе – на самолете У-2 с отечественным мотором совершил перелет Красноярск – Дудинка, без единой поломки преодолев за 35 летных часов 4392 км. Растроганный Серго наградил героя от души, по-наркомовски – вручил новенький автомобиль «форд». После этого Фарих стал пилотом знаменитого «отряда самоубийц» газеты «Правда» – в любую погоду они обязаны были доставить гранки в крупнейшие города Союза. Через год, в феврале 1932 г., летчик-испытатель Фарих открыл на самолете К-5 № Л-418 воздушную трассу Москва – Архангельск – Усть-Цильма. Летали без аэродромов, карт, навигационного обеспечения – на свой страх и риск. Следующий перелет стал для Фабио Бруновича серьезным испытанием: на новейшем Р-5 № Л-736 ему поручили вылететь на о. Вайгач и привезти в Москву начальника экспедиции ОГПУ Федора Эйхманса. О сложности этого маршрута говорит тот факт, что, отправившись из Архангельска 12 апреля, самолет достиг Вайгача только 2 мая – были вынужденные посадки в тундре, туманы и пурга, девять дней на грани смерти от голода и холода. На обратном пути 6 мая в районе реки Лаи случилась авария двигателя. Фарих не растерялся и спланировал на лед водоема, но при посадке одна из лыж провалилась в промоину. Воздушное путешествие завершилось, и летчикам пришлось два месяца на небольшом острове ожидать прихода судна.

В феврале 1934 года опытный полярный ас получил задание совместно с уже знаменитым Василием Молоковым и группой военных летчиков отправиться на спасение экипажа погибшего в Чукотском море парохода «Челюскин». Маститый Фарих вступил в конфликт с амбициозным командиром эскадрильи Николаем Каманиным: в отместку тот отобрал у Фабио Бруновича самолет и вероятную возможность стать одним из первых Героев Советского Союза. Впрочем, за перелет в сложнейших условиях на о. Врангеля Ф.Б. Фарих Указом ЦИК СССР в августе 1934 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени (№ 463). Тогда же он прикрутил к форменному кителю почетный знак ГВФ № 53 «За налет 300 000 километров», а в декабре 34-го за испытание самолетов получил ценный подарок – немецкий фотоаппарат «Лейка». В 1935–1936 гг. он продолжил службу в авиации в престижной агитэскадрилье им. Горького. По воспоминаниям современников, полеты летчика-испытателя Фариха завораживали своей красотой и бесстрашием – у самой земли он показывал каскад фигур высшего пилотажа.

В марте 1936 года Ф.Б. Фарих взял курс из Москвы в Амдерму на оранжевом двухмоторном самолете Г-1 Н-120. И снова его экипаж преследовали неудачи: при подлете к Амдерме отказали компас и рация, началось обледенение, пурга – лишь случайно обнаружив Усть-Кару, Фарих с трудом посадил тяжелую машину. Выждав улучшения погоды, 2 апреля он продолжил маршрут, но, не долетев 25–30 километров до Амдермы, спланировал на торосистый лед, так как кончился бензин. Три пассажира, не послушав опытных пилотов, решили пешком добраться до поселка – двое из них так и сгинули в ледяном безмолвии Карского моря...

Звездным часом Фариха стал трансарктический перелет Москва – Уэлен – Москва – 24 тысячи километров, 145 летных часов и 47 рискованных посадок – и все это в тяжелых зимних условиях, во время полярной ночи, без ориентиров, часто без связи. Фабио Брунович доказал свой высочайший уровень подготовки – 17 июня 1937 г. он заслуженно был награжден орденом Ленина (№ 3389) и премией в 15 000 рублей, стал пилотом ГВФ 1-го класса (3.10.37.). А уже на следующий день, 4 октября 1937 г., в составе спасательной эскадры командир громадного АНТ-6 Н-213 Фабио Фарих вылетел на Землю Франца-Иосифа искать пропавший самолет Леваневского. Экспедиция эта завершилась безрезультатно весной 1938 года.

В ноябре 1939 года с началом советско-финской войны майор Фарих был призван в ряды военно-воздушных сил: знаменитый полярный пилот занялся подготовкой молодых военных летчиков для «слепых» полетов. На бомбардировщике ТБ-3 он также совершил двадцать боевых вылетов по тылам белофиннов. В годы Великой Отечественной войны уже подполковник Фарих совершил восемнадцать боевых вылетов в глубокий тыл врага, занимался испытанием новых типов самолетов. В 1944 году его наградили орденом Отечественной войны 2-й степени (№ 100771). В послевоенные годы Фарих много летал над привычными просторами Большеземельской тундры – перевозил почту, грузы, пассажиров. Но 1 июля 1948 года его неожиданно арестовали, и по надуманным обвинениям дали 25 лет исправительно-трудовых лагерей – восемь из них он отбыл. Лишь 26 июля 1956 г. Фабио Брунович был освобожден и полностью реабилитирован. Его восстановили на летной работе, но уже через год старого пилота списали по состоянию здоровья: годы заключения не прошли бесследно.

Четверть века он был небожителем, героем – а стал персональным пенсионером союзного значения. Другой бы на его месте писал мемуары и играл в шахматы, но неугомонный Фарих в 1962 году устроился рабочим на завод «Красный металлист». До октября 1975 года (то есть почти до 80 лет!) бывший полярный ас работал нормировщиком и сторожем, многократно поощрялся премиями и благодарностями, был награжден медалью «За доблестный труд. К 100-летию со дня рождения Ленина» (1970). Последние десять лет жизни он тихо доживал в Москве. Умер Ф.Б. Фарих 2 июня 1985 года в возрасте 89 лет, похоронен на элитарном Новодевичьем кладбище.

На карте нашего округа фамилия довоенного героя-летчика отметилась в названии небольшого рыболовецкого поселка на побережье Баренцева моря. И осталась еще память о бесстрашном первопроходце северного неба.

Материал подготовлен по документам именного фонда Ф.Б. Фариха в Народном музее авиации Севера (г. Архангельск).

Юрий КАНЕВ,

член окружного общества краеведов

Вот такая история. Простой великий человек. Его имя могли бы знать все, так же, как знают Чкалова, Ляпидевского, Коккинаки, Леваневского, Каманина. А он пошел сторожем на завод. Очень хочется хотя бы только ради такой биографии возобновить свой блог по истории России. Нужно только найти время, а его так мало, что не хватает даже на то, чтобы написать толком вот эту статью...

Еще одна интересная статья о Фарихе: Бруно Васильевич Фарих и его автомобильная семья.

Много информации о нем можно найти здесь, на форума «Полярная почта»: Фарих Фабио Брунович (1896-1985).

А что касается Даксергофа, то он стал известным автомобилистом, пропагандистом этих бензиновых уродцев, редактором альманаха «Автомобилист», автором очерков и книги «На машине за велогонкой». А еще его упоминает Сергей Михайлович Голицын, наследник дворянской семьи Голицыных, в своих замечательных мемуарах «Записки уцелевшего».

No comments:

Post a Comment