/* Google analytics */

Friday, December 11, 2009

Будденброки. Манн, Томас

Я раньше уже прочел у Манна и «Волшебную гору», и «Доктора Фаустуса», и знал, что писатель он отличный, но вот «Будденброки» меня сильно смущали. Подзаголовок этой книги – «История гибели одной семьи», что наводило на мысли о диккенсовских масштабов семейной хронике и «Саге о Форсайтах». Впрочем, первые страницы пошли у меня хорошо, новые действующие лица появлялись одно за другим, не давая заснуть. Через день-два монотонность повествования меня одолела и я начал засыпать. Но спалось мне недолго. История не пустилась вскачь, экшн так и не попер, но почему-то оторваться уже было невозможно. Я читал непрерывно: в автобусе, дома, на работе – несмотря на почти полное отсутствие событий, мне было интересно, а что же будет дальше. Может быть, умение вот так заставить читателя не отрываясь следить за жизнью ничем, в общем-то, непримечательной семьи – может быть, это и есть писательский талант? Вроде как с «Анной Карениной» – ну, семья, ну, измена, а поди ж ты...

«Будденброки» напомнили мне одну очень хорошо известную книгу. Нет, не «Падение дома Ашеров», несмотря на сходство названий и на то, что рассказ По явно упоминается у Манна. «Вассу Железнову». Вроде бы, и по форме ничего общего, небольшая драма и толстая семейная сага, и сюжет непохож... Манн, хотя и язвит по адресу своих персонажей, высмеивает их («ах, атласные ленточки это так аристократично!» «У меня с левой стороны все нервы укорочены. Все до единого!»), все же относится к ним если не с симпатией, то хотя бы по-родственному, на правах автора. Горький же хладнокровно препарирует своих героев, вытаскивая наружу изъеденные внутренние органы и эффектно демонстрируя их аудитории. А все же обе книги почти об одном и том же. «Если хорошенько вдуматься, всякий коммерсант – мошенник». Кто-то – откровенный мелкий жулик, кто-то – умный и «аристократичный» сенатор, кто-то – талантливая бизнесвумен, но все они коммерсанты, мошенники. И относятся к ним соответственно, с уважением, пока у них есть деньги, но с презрением, когда их нет. А потому они обречены, и утешиться им нечем. Вот такой вот анализ, однако. И, хоть он и классовый, а ведь не скажешь, что ошибочный.

No comments:

Post a Comment