/* Google analytics */

Thursday, June 9, 2016

Пиратские широты. Майкл Крайтон


Одно время я очень любил Крайтона, считал его мастером научного триллера. Это впечатление сложилось, конечно, после совершенно потрясающего романа «Штамм «Андромеда», который вышел в издательстве «Мир» еще в 1971 году (в СССР он вышел через два года после первого американского издания, невероятная оперативность, объясняющаяся, конечно, политическим подтекстом). Потом, уже в благословенные девяностые, я нашел в магазине «Человек-терминал», потом «Парк юрского периода» (после фильма я не ожидал ничего хорошего, а оказалось, что книга замечательная), потом пошли вещи уровнем поплоше — «Пожиратели мертвых», «Конго», «Сфера», еще что-то про экологических террористов и путешествия во времени, после чего я в Крайтоне совсем разочаровался. Лучше бы он писал о том, в чем хорошо разбирался — биология, медицина, антропология, на худой конец, баскетбол. Потом, в 2008 году, Крайтон умер, но после этого на его компьютере кто-то нашел текст новой книги «Пиратские широты», либо незаконченной, либо вообще не сочтенной достойной публикации. В пользу второго варианта говорит еще и то, что начата она была, скорее всего, еще в семидесятые, но заброшена. Во всяком случае, в своей биографии он упоминает, что в 1982 году хотел посетить пиратский музей на Ямайке, потому что к тому времени уже много лет работал над книгой о пиратах.

Действительно, события новой книги происходят в семнадцатом веке, во времена капитана Блада и судьи Джеффриса (а заодно и Ньютона с Лейбницем — привет Нилу Стивенсону), в пиратской столице Ямайки, Порт-Ройяле. После недолгой интродукции главный (но не самый симпатичный) герой отправляется за сокровищами испанского галеона, стоящего в гавани одного из самых укрепленных испанских портов на западе Карибского моря. Потом идет много разрозненных приключений и сражений. Конечно, он всех побеждает (я надеюсь, никто не скажет, что я раскрыл главную интригу?) и возвращается назад, чтобы понять, что ничего еще не кончилось. Потом еще где-то сотня страничек, и все, финиш.

Я даже не знаю, стоит ли мне говорить, что до уровня Сабатини книга не дотягивает. Наверное, надо, потому что когда-то я Крайтона очень уважал и мог ожидать, что его капитан Хантер окажется конгениален Питеру Бладу. Не, не оказался. Сюжет получился прямолинейный, события в нем происходят с регулярностью живой очереди в поликлинике — стоит герою разобраться с одним врагом, как тут же, не раньше и не позже, в кабинет входит следующий.

Несколько лет назад Голливуд нас осчастливил бессмысленным зубоскальством на пиратскую тему, сериалом «Пираты Карибского моря». Сценаристам (чтоб им никогда не ездить в отпуск на Карибское море) показалось, что будет скучно, и они добавили в ложку пиратства еще и бочку детских сказок. Сначала мне показалось, что Крайтон собирается писать правдоподобную историю из жизни пиратов. Поторопился я, наверное, успокаиваться. Крайтон на самом деле постарался, чтобы книга была жизненная. Увы, бывших сценаристов не бывает. Один раз замаравшись в этом грязном ремесле, он уже не смог отказаться от киношных штампов, вплоть до таких дешевых приемов, как двукратное (!) появление мифического морского чудища, кракена.

Не знаю, как там обстоит дело с точки зрения историко-технической, насколько достоверны описания кораблей (впрочем, их там мало), но ни романтики, ни загадки, ни морали, одним словом — литературы, от «Пиратских широт» не ждите. Это не литература, это бизнес.

No comments:

Post a Comment