/* Google analytics */

Friday, October 23, 2015

О, этот вьюноша летучий. Василий Аксенов


Сборник киносценариев Василия Аксенова. Включает в себя девять написанных Василием Павловичем сценариев:

  • …Пока безумствует мечта (сценарий приключенческого фильма)
  • Юноши и мужчины (литературный киносценарий)
  • Кто первый поймает Гитлера (литературный киносценарий)
  • Перекресток (сценарий)
  • Бурная жизнь на юге (Комедия для кино с семью песнями)
  • Сена – Нева, морем и по воздуху («От Невского до Монпарнаса») (Сценарий музыкальной комедии)
  • «О, этот вьюноша летучий!» (Сценарий музыкального фильма по мотивам старинных русских повестей и сказок)
  • Пять тысяч секунд
  • Олег и Ольга (Сценарий художественного фильма)

К сожалению, в книгу не вошли ранние сценарии, написанные в шестидесятые: «Когда разводят мосты», «Коллеги», «Мой младший брат», «Хозяин». К счастью, в книгу не вошли поздние сценарии, написанные в двухтысячные: «Татьяна» и «Шут». То же, что все-таки попало в сборник, очень неровно.

Из «Юношей и мужчин» мог бы получиться очень неплохой по советским меркам фильм о революционерах. Главный герой фильма — Леонид Борисович Красин, чью биографию когда-то написал Аксенов для серии «Пламенные революционеры». Вот и сценарий тоже про пламенного. Хорошо. Для сценария — очень хорошо.

«Перекресток» — производственная драма о принципиальном инспекторе ГАИ. Дмитрий Быков считает, что «осуществи кто-нибудь «Перекресток» тогда, когда он написан (до всякого «Инспектора ГАИ») – могла получиться отличная и до жути своевременная картина». Не соглашусь с Быковым, кино получилось бы заунывное. Впрочем, мало ли заунывных фильмов мы с удовольствием смотрели в те годы...

«Бурная жизнь на юге» — что-то не очень понятное, но веселое. О молодых и полных юмора моряках, работающих в каком-то южном порту. Их юмор почти так же невыносимо скучен, как и у нынешних кавээнщиков.

«Сена — Нева» — о французских моряках, в начале двадцатого века прибывших в Петербург. Я даже не понял, о чем это. Может, на музыкальную комедию и пригодилось бы, там все равно сюжет роли не играет.

«О, этот вьюноша летучий!» Музыкальный фильм-сказка мог бы получиться очень хороший. А если бы за музыку взялся Гладков, то и отличный. Какой-нибудь пятнадцатый-шестнадцатый век, Русь. Главный герой придумал себе крылья, надев которые, мог летать по-птичьи. Приключений, естественно, полная шапка. И умный неожиданный финал, совсем не такой, как в «Летучем корабле».

«Пять тысяч секунд» — сценарий, который лег в основу фильма «Центровой из поднебесья». Что-то там о баскетболе.

«Олег и Ольга» — очень странная история. Написан уже в США в 1981 году. Что-то такое про московскую богему, разъезжающуюся из СССР. Художник уезжает в США, а его жену, дочь какого-то важного КГБшника, за границу не отпускают. Она старается уехать к нему, и в конце концов у нее это получается, но найти его не может. В общем-то, недурный завязывается клубок, с интересными характерами, неожиданными поворотами, но что-то в этом есть стандартно-голливудское.

А вот теперь два моих любимых. «Пока безумствует мечта», это как раз то, что я искал месяц назад — повесть, которую мельком упоминает Аксенов в «Сундучке, в котором что-то стучит»:

— Простите, Юрий Игнатьевич, — борясь с волнением, осторожно обратился я к старому авиатору. Осторожности, читатель, научила меня моя профессия. — Не являетесь ли вы родственником знаменитого в «серебряном веке» пилота Юрия Четвёркина, имя которого связано с подвигами легендарного Ивана Пирамиды?

— Как! — вскричал авиатор. — Вы знакомы с этой историей?!

— Более того, я… эм… написал об этом повесть, — смущенно пробормотал я. — А вы не читали?

С сюжетом «Сундучка» повесть не связана, но хороша и сама по себе. Начало века (двадцатого, естественно). Заря авиации, когда каждый взлет был подвигом, когда самолеты собирали громадные толпы энтузиастов и праздных зевак, когда любой гимназист знал имена Сергея Уточкина, Михаила Ефимова, Лидии Зверевой, Евграфа Крутеня, Матыевича-Мацеевича, Сципио дель Кампо, фон Лерхе... Из глубокой провинции, из Царевококшайска, приезжает в Петербург юноша Юра Четверкин, одержимый мечтой об авиации. Но он не может купить аэроплан и войти в круг избранных. Денег у него хватает только на костюм авиатора и накладные усы. В таком виде он успешно выдает себя за летчика Ивана Пирамиду:

– Мое имя Иван Пирамида, медам и месье, – медленно говорит он, а глаза его с каждым словом разгораются и разгораются, и вот он уже закусил удила. – Я только что из Франции, мадмуазель. Участвовал в круговой гонке Версаль – Марсель – Исси-ле-Мулино – Пале-Рояль и Плас Этуаль. Взял второй приз после Сержа Ле-Крем, леди и джентльмены…

Он спорит о возможностях аэропланов с самим Валерианом Брутенем (его прототип, конечно же, Евграф Николаевич Крутень) и Брутень предлагает ему взлететь на его «Сопвиче» и продемонстрировать свои таланты. Чудом у Юры получается изобразить немыслимый вираж с креном аж в 30 градусов, и его мечта сбывается, его признают настоящим авиатором. Но зарабатывать на жизнь нужно, и Юра поступает на работу на завод летательных аппаратов и моторов «Дедал». По случайному совпадению с накладными усами Юра очень похож на таинственного революционера, и это сходство не только осложняет Юре жизнь, но и знакомит его с большевиками. Вот с ними-то и начинается настоящая жизнь!

Я на днях уже говорил, что есть что-то романтически-притягательное в технике девятнадцатого-начала двадцатого века: паровозы, автомобили, механические часы... Пользоваться этим в наше время смешно, а вот как ностальгическое хобби они очень хороши. Аэропланы из этого же ряда. К сожалению, большинство тех, кто интересуется авиаисторией, ограничиваются военной авиацией, а об авиаспорте — длинных перелетах, соревнованиях по пилотажу — известно маловато. Взять того же Сергея Исаевича Уточкина. Это же трагичнейшая фигура! Вот бы найти книгу о нем... А та же Лидия Зверева, а Владимир Александрович Лебедев! Такие характеры и судьбы — готовые сюжеты для романов!

Впрочем, это я отвлекаюсь. Аксенов писал не книгу о первых пилотах, а сценарий для мюзикла. В общем, сценарий получился. Хороший сюжет и много фраз, которые вполне можно было бы цитировать целыми днями, если бы фильм был лучше известен, вроде:

– …воздух… небо… Лидия… Джек Лондон… деньги… любовь… страсть… метаморфоза…

– Братия! Кто здеся из Царевококшайска?

– Джентльмены – свободны! – заявил он всей площади. – Неджентльмены будут повешены!

– Это все ваша, Четверкин, наследственная крамольная страсть к винтикам!

– Тацуо Хаара, – представляется самостоятельно маленький японец. – По-русски знацица Александр Сергеевич, – хихикает, – как Пускин.

— Лидия, рюмочка шерри поможет вашему сплину?

– Я не сторонник абсолютизма, но и не радикал, господа. Я спортсмен, господа.

И последний сценарий, «Кто первый поймает Гитлера». Фильм по нему называется «Мраморный дом», его в последнее время часто показывают по телевизору. Очень хороший фильм, немного в духе Крапивина и Рыбакова. Сорок пятый год, конец войны. Маленький городишко где-то далеко от линии фронта, но война постоянно напоминает о себе, тем более, что в городе военный госпиталь. Живут все очень бедно. Главные герои — дети из отряда тимуровцев. Девочку зовут Электрификация Мира, она этого ужасно стесняется и обычно ее зовут Эльмира. Мальчик Петр, чтобы ей было не так неловко, признается ей, что его полное имя — Песни Труда. Но вообще-то его зовут Мастер Пит. Он и его друг Ильгиз по прозвищу Герцог Гиз мечтают найти клад, спрятанный богачами до революции. Естественно, не для себя, а чтобы купить танки и поехать на них на фронт бить фашистов. Они торопятся, потому что того и гляди, война кончится, а они ничего не успеют, вот ведь беда какая :) А тут еще некстати мешает им местная шпана. Потом они сталкиваются и с преступниками. Совершенно не аксеновская книга, но мне очень понравилось.

No comments:

Post a Comment