/* Google analytics */

Friday, September 11, 2015

Все про Электроника. Евгений Серафимович Велтистов


Ну, вот так у меня сложилось, что я в детстве книги про Электроника не читал, только фильм видел. И фильм-то ведь неплохой. Я на днях не без удовольствия посмотрел его еще раз. Я знал, что существует книга, хотел ее почитать, но так нигде и не нашел. А теперь вот на склоне лет руки, наконец-то, дошли, и черт меня побери, какая жалость, что руки мои были коротки столько лет :( Я прочитал сборник из четырех повестей: «Электроник – мальчик из чемодана», «Рэсси – неуловимый друг», «Победитель невозможного» и «Новые приключения Электроника». Они очень разные. Очень. А от фильма они отличаются еще сильнее, чем друг от друга.

В первой книге, на которой и основан сценарий фильма, главный герой Сергей Сыроежкин ничем не примечателен, кроме плохих отметок. Живет он где-то в семидесятые годы. Вернее, в те семидесятые, какими они виделись из шестидесятых, то есть где-то совсем чуть-чуть в будущем. Отличия совсем небольшие — ну, по телефону можно задать любые вопросы справочному автомату, ну, учится Сережа не в обычной школе, а в школе юных кибернетиков. Кстати, непонятно, что такой ленивый двоечник делает в такой замечательной школе. А в остальном все, как обычно.

События второй книга тоже отчасти попали в фильм, именно оттуда взята история с похищением Электроника, но похитителями оказались совсем не те люди, что в фильме, и задумали они все с совсем другими целями. Но главное то, что это уже не ближнее будущее. Здесь люди уже вышли в космос и осваивают подводный мир, живут на орбитальных станциях и в подводных домах. А Сыроежкин, между прочим, из непедагогичного лентяя превращается в энергичного, любознательного и симпатичного школьника из будущего.

А теперь третья часть, «Победитель невозможного»:

Люди завоевали Океан.

Громов и Электроник видели на экране подводные поселки, города, порты. В голубых просторах работали заводы и электростанции, механизмы добывали нефть, а люди управляли всеми машинами. В подводном мире трудился диспетчер Мирового океана Командор, который когда-то спас Рэсси от гибели.

Люди находили новые источники питания.

Вот слепящие, раскаленные пески Сахары. На ранее бесплодном песке – длинные ряды покрытых прозрачной пленкой теплиц. В теплице душно и жарко, но работник доволен плодами своего труда: он показывает рекордной величины огурцы и помидоры, оранжевые, алые, золотистые фрукты. Они растут без всякой почвы, можно сказать – из воздуха, который «приготовлен» таким образом, что дает растениям все соки земли…

А вот домохозяйка жарит на сковороде бифштекс, другая готовит цыпленка. Прославляют эти кадры не умелых поваров, а ученых, которые изобрели искусственный белок…

Люди экономили ценные металлы: старые механизмы не выбрасывали, а вновь привозили на заводы.

Кран берет стальными клешнями изношенные машины, детали, металлолом. Их прессуют в лепешки, загружают в особые печи. Печи выплавляют железо, хром, никель, медь – металлы, из которых когда-то были сделаны старые механизмы. Например, легковой автомобиль – это почти тонна стали, четверть тонны железа, тринадцать килограммов меди, двадцать пять – цинка, девять – свинца… Из сэкономленных материалов можно делать новые автомобили…

Люди лечили природу, с которой прежде обходились немилосердно, лечили так же заботливо, как лечат заболевшего человека.

Моря и океаны очищали от грязи. В большие озера вдували кислород, как вдувают его в аквариумы, чтобы там не иссякла жизнь. На голых местах сажали леса. В пустыне тысячи километров были покрыты прозрачной пленкой, сдерживающей пески; искусственные водоемы наполнялись водой. Вода и воздух – основные условия жизни на планете – вырабатывались человеком по строгим планам.

Обычные электростанции не могли уже обеспечить все потребности нужной энергией. В океанах плавали металлические острова – атомные электростанции. На Луне шло строительство гигантской станции, которая будет собирать энергию Солнца. И как обещали ученые, была близка к разгадке термоядерная реакция, которая даст самую дешевую электроэнергию.

И даже уже начаты исследования Юпитера: «На Юпитере обнаружили первое живое существо. Оно плавало с огромной скоростью в океане планеты и внешне напоминало земного кита. Космонавты назвали его китом Юпитера».

А лучшее, что есть в этом далеком будущем, это школа и школьники. Я когда-то писал о книге А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу», о школьниках, которые очень хотят, любят и умеют учиться. В книжке про Электроника дети немного похожи. Они могут все. Они изобретают вечный двигатель, выращивают искусственных животных, создают антигравитационный коврик, ищут способ долететь до звезд, открывают формулу музыки. Они, как и жвалевско-пастернаковские дети, работают над проектом, только проект у них явно других масштабов: «Если сложить все открытия восьмого «Б», то получался как бы план будущего всей планеты, всего человечества. Он назывался так: проект «Космический корабль «Земля». Это о них в книге учителя говорят: «Восьмиклассники способны футболом пожертвовать ради теоремы Ферма!»

В работе им помогает всезнающий Электроник. Кстати, любопытный момент. Электроник работает для школьников этаким информационным терминалом, он дает им ответы на любые вопросы. Ну, почти точь в точь, как нынешний интернет. Но! Какие вопросы задают сейчас Яндексу? Где что скачать, знакомства, поиск работы, гороскопы, автомобили... А вот наши восьмиклассники

...требовали от Электроника ответа, какая сейчас погода на Марсе и Юпитере, какие существуют модели центральной нервной системы человека, каковы формулы полета ракеты, обыкновенной мухи и утки-кряквы, уравнения проверки сверхсилы, сверхловкости, сверхточности. У Электроника просили графики радиосигналов из других галактик, математические игры, теории зарождения жизни, просили дать ноты симфонической поэмы Скрябина «Прометей», состав ракетного топлива и красок Леонардо да Винчи. Электроника спрашивали, как лечить кошку от насморка, что говорили древние греки об атомах, кто из динамовских хоккеистов минуту назад забил гол спартаковцам и так далее. Обыкновенные гении из восьмого «Б» работали над своими открытиями и попутно интересовались происходившими в мире событиями, а Электроник им помогал в меру своих способностей.

И черт подери, это же намного интереснее, почему люди ищут не это?!

Четвертая книга, написанная уже после съемок фильма, показалась мне чуть слабее третьей. Сюжет возвращается, как мне показалось, из дальнего будущего почти в настоящее. Появляется чуток морализаторство, уходит на второй план радость от учебы, больше разговоров о взаимоотношениях людей, о дружбе, любви, обидах и эгоизме. Видимо, дети подобрались к переходному возрасту.

Но третья книжка, эх, как хороша! А ведь там еще иллюстрации Мигунова! Жалко, поздно я до этих книг добрался :)

Дело в том, что человек часто не осознает, как он мыслит. А ведь это сложная работа. Знать – значит иметь представление о предметах, явлениях, их связях. Думать – уметь действовать с ними.

No comments:

Post a Comment