/* Google analytics */

Wednesday, August 19, 2015

Издательство Salamandra P.V.V.

Возможно, это совсем не будет открытием для давних любителей электронных книг, но я все равно скажу, что вот уже шестой год существует необычное книжное издательство, которое специализируется на восстановлении книг конца XIX-начала XX веков, особенно приключенческих и фантастических, а называется оно Salamandra P.V.V. Книги издаются исключительно в электронном виде, в форматах DjVu или PDF, и выкладываются в общий доступ на страницах издательства в Livejournal и ВКонтакте. Есть у них еще тема на форуме Фантлаба. Оттуда книги расходятся по файлообменникам и трекерам. Часть их конвертируется читателями в текстовые форматы, включая fb2. К сожалению, я не нашел одного места, где были бы собраны все книги. На RuTracker.org есть обновляемая раздача, она же выложена на ifolder (ссылки можно найти ВКонтакте), но там собрана только одна серия, приключения и фантастика. И хотя это самая интересная серия, жаль, что нет полной коллекции.

Вот как само издательство формулирует свой raison d'être:

Salamandra P.V.V.- частное интернет- издательство, специализирующееся на выпуске английских и русских электронных книг и изданий. Мы публикуем качественные книги, не находящие себе места в коммерческих издательствах: беллетристику, поэзию, книги по истории, литературоведческие и филологические работы, переиздания редких книг и новые переводы. Деятельность издательства преследует исключительно культурные и образовательные цели; наши книги не предназначены для какого-либо коммерческого распространения и использования, извлечения финансовой прибыли и т.п. Все книги издательства Salamandra P.V.V. публикуются и распространяются бесплатно.

В одном из сообщений они пишут так:

Мы считаем, что так называемая литература "выпусков", изданием которой никто, кроме нас, на сегодняшний день практически не занимается, имеет значительный исторический интерес, не говоря уж о ее ненаходимости. Да, многие сыщицкие "выпуски" отличаются "ходульностью" и "картонностью" (как и огромная масса старой фантастики и приключенческой литературы), однако именно их читали миллионы, именно на них опирались авторы более серьезных детективов и не только детективов - у того же Булгакова есть, например, сцены, построенные на Пинкертоне. Поэтому мы будем продолжать по мере сил издавать "выпуски". Все "выпуски", которые сможем таким образом спасти от забвения. Именно такова была одна из задач нашей серии "Новая шерлокиана". Однако в ней издаются не только "выпуски" - это и Орловец, и фон Ланге, и впервые полностью переведенные на русский пьесы Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, и весь цикл рассказов Сакса Ромера о Морисе Клау и так далее. Кстати, сообщаю, что в ноябре в этой серии выходит "Князь Залесский" М. Ф. Шила.

Из числа ложек дегтя могу назвать от силы три. Во-первых, упомянутое выше предпочтение форматов DjVu и PDF. Как пишет один из сотрудников издательства (цитирую с точностью до орфографии), «я уже имею не малый опыт работы с электронными книгами и с форматом DjVu (сканирую, а потом (пере) конвектирую, именно в этот формат), который, я считаю приоритетным и качественным (ну еще, иногда могу поработать с PDF). Все остальные форматы (по типу DOC и RTF), в том числе и те, которые предназначены для мобильных платформ (планшетов, смартфонов, ebookoв, в особенности, такие форматы, как FB2, EPUB, MOBI), я считаю - «мусором». Можете соглашаться с моим мнением, можете нет, как хотите». Во-вторых, очень уж низкое разрешение у картинок с обложками. А в-третьих, я мог бы читать и в PDF, но мне не нравится, как сверстаны книги. Местами слишком маленький интерлиньяж, из-за которого слипаются строчки. Примечания сделаны не подстрочными, а затекстовыми, в конце книги. Из-за автоматической расстановки переносов встречаются места, где подряд 10-12 строк заканчиваются переносами. Поэтому я все-таки предпочитают текстовые форматы.

Книги выходят в нескольких сериях. Полного списка серий я не нашел, но вот некоторые: «Gemma magica. Материалы и исследования по истории магии и оккультизма», «Polaris: Путешествия, приключения, фантастика», Новая шерлокиана, Библиотека авангарда — их названия говорят сами за себя. Еще есть серия Scriptorium, новые издания и переиздания редких прозаических и поэтических книг и малодоступных филологических работ, и Иерусалимский архив — русско-израильская литература.

Первыми книгами, вышедшими в Саламандре, были «История доктора Джона Фаустуса» анонимного английского автора XVIII века и «Хобо в России» Джозайи Флинта, записки американского журналиста-бродяги, попавшего в Россию. Потом вышло уже много книг, среди которых были, например:

Гуревич А.Я. Москва в начале ХХ века: Заметки современника. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2010. – 212 c., илл. – PDF. Написанные на склоне лет воспоминания А. Я. Гуревича, фронтовика, инженера-конструктора и участника советской космической программы, живо рисуют облик навсегда ушедшей Москвы. Память автора сохранила драгоценные детали и приметы быта Москвы начала ХХ века, от архитектуры до рекламы, торговых заведений, одежды и манер московских жителей, звуков и зрелищ старинной Москвы

Конан Дойль А., Жилетт У. Шерлок Холмс на сцене. Вступ. статья, пер. и коммент. А. Шермана. – Б. м.: Salamandra P.V.V., 2012. – 390 c., илл. – PDF. – (Новая шерлокиана, Вып. III). В книгу «Шерлок Холмс на сцене» вошли четыре пьесы о знаменитом детективе, написанные А. Конан Дойлем и известным актером и драматургом У. Жилеттом, который на протяжении двух с лишним десятилетий сотни раз выходил на подмостки в образе Шерлока Холмса. В этих драматических произведениях, служащих прекрасным дополнением к шерлокианскому «канону», Холмс сталкивается с хитроумными преступниками, вместе с доктором Уотсоном переживает новые приключения, принимает на Бейкер-стрит сумасбродную поклонницу и даже… женится.

Я. М. Окунев. Грядущий мир. Катастрофа. Илл. Н. Акимова. Послесл. М. Фоменко. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 208 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. VIII). Гений анабиоза, профессор Моран, отправляет в будущее свою смертельно больную дочь Евгению и рефлектирующего интеллигента Викентьева… Революционная буря сметает последних капиталистов Америки… Чем завершатся небывалые социальные и медицинские эксперименты? Что увидят люди 1923 года в году 2123?

Белые дьяволы: Забытая палеонтологическая фантастика. Том I. Сост. и комм. М. Фоменко. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 157 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. V). и Пещера чудовищ: Забытая палеонтологическая фантастика. Том II. Сост. и комм. М. Фоменко. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 245 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. VI). Палеонтологическая фантастика – это затерянные миры, населенные динозаврами и далекими предками современного человека. Это – захватывающие путешествия сквозь бездны времени и встречи с допотопными чудовищами, чудом дожившими до наших времен. Это – повествования о первобытных людях и жизни созданий, миллионы лет назад превратившихся в ископаемые… Антология «Белые дьяволы» открывает в серии «Polaris» ряд публикаций забытой палеонтологической фантастики. В книгу включены произведения русских и зарубежных авторов, впервые изданные в 1900-1920-х гг. и извлеченные из редких ныне журналов.

Эскадрилья всемирной коммуны: Советская героическая фантастика 1920-х гг. Сост. и комм. М. Фоменко. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 197 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. I). В сборник вошли романы, повести и рассказы советских фантастов 1920-х гг. – «Гибель Главного Города» Е. Зозули, «Эскадрилья всемирной коммуны» С. Буданцева, «Таинственный взрыв» Н. Шпанова, «Огненные дни» А. Горелова, «Гибель Британии» С. Григорьева и «Стальной замок» автора, скрывшегося под псевдонимом П. Н. Г. Объединяет их тема борьбы коммунистического интернационала и злобных, жестоких толстосумов, «последнего и решительного» боя мировой Коммуны и мирового Капитала. В этих произведениях отразились и другие распространенные темы эпохи: фантастические изобретения, завоевание воздуха, вездесущие шпионы и диверсанты, глобальные катастрофы и авантюрные приключения «красных Пинкертонов».

П. Лоти. Остров Рапа-Нуи. Рис. автора. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2014. – 70 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. XXVI). В январе 1872 года французский фрегат «Флора» бросил якорь у острова Пасхи. На борту был 22-летний гардемарин Жюль Вио – будущий знаменитый романист, путешественник и искатель приключений Пьер Лоти. В своем дневнике тех дней Лоти подробно записывал впечатления от загадочного острова, который он увидел через 10 лет после разорения, учиненного перуанскими работорговцами. Книга иллюстрирована рисунками, сделанными автором на острове Пасхи.

П. Шлиман. Как я нашел Атлантиду. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 40 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. XVIII). Первый перевод на русский язык знаменитой фантастической мистификации неизвестного автора, выдававшего себя за внука первооткрывателя Трои Генриха Шлимана. Сочинение «Пауля Шлимана» – и изящное издевательство над легковерной публикой и многочисленными «атлантоманами», и вполне цельный и увлекательный фантастический рассказ.

P. T. де Баржи. В стране минувшего: Роман: (Затерянные миры. Том I). Пер. с франц. А. и Н. Губских. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 220 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. XIX). Четверо ученых, цвет европейской науки, отправляются в смелую экспедицию… Их путь лежит в глубь мрачных болот Бельгийcкого Конго, в неизведанный край, где были найдены живые образ-цы давно вымерших повсюду на Земле растений и моллюсков. Но экспедицию ждет трагический финал. На поиски пропавших ученых устремляется молодой путешественник и авантюрист Леон Беран. С какими неслыханными приключениями столкнется он в неведомых дебрях Африки?

П. Орловец. Похождения Шерлока Холмса в Сибири. Послесл. и прим. А. Шермана. – Б. м.: Salamandra P.V.V., 2014. – 167 c. – (Новая шерлокиана, Вып. ХI). Книга включает весь цикл рассказов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Уотсона в Сибири, написанных популярным дореволюционным автором русской «шерлокианы» П. Орловцем. Особый колорит этим рассказам придает сибирская экзотика – золотые прииски, мрачные таежные дебри, зверства беглых каторжников, пьяные загулы взяточников и казнокрадов… Все это было не понаслышке знакомо автору, пересекавшему Сибирь по дороге на фронт русско-японской войны.

Рог ужаса: Рассказы и повести о снежном человеке. Том I. Сост. и комм. М. Фоменко. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2014. – 294 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. XXXVI). Йети, голуб-яван, алмасты – нерешенная загадка снежного человека продолжает будоражить умы… В антологии собраны фантастические произведения о встречах со снежным человеком на пиках Гималаев, в горах Средней Азии и в ледовых просторах Антарктики. Читатель найдет здесь и один из первых рассказов об «отвратительном снежном человеке», и классические рассказы и повести советских фантастов, и сравнительно недавние произведения.

Червь смерти: Метаморфозы олгой-хорхоя. Сост. и комм. В. Барсукова и М. Фоменко. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2014. – 115 c., илл. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. LI). В сборник вошли тексты, посвященные загадочному и смертоносному червю пустыни Гоби – олгой-хорхою. Среди них есть и научно-фантастические рассказы, и отчеты путешественников и исследователей – а также криптозоологическая статья и одна смелая научная мистификация…

Это просто кладезь! Просто утопиться в этих книжках!

Напоследок маленькая цитата

— Саламандра, друг мой! — сказал ей Фауст. — Из всех стихийных духов природы я люблю тебя больше всего. Ты сродни мне. Духи воды — ундины — холодны и равнодушны. Сильфы — духи воздуха — летучи и непостоянны. Дух земли слишком могуч и грозен: его вид, его грозный голос страшат меня. Но с тобой я охотно делю своё одиночество. Вот беда моя, слышишь ли, саламандра! Я так же сильно, как в юности, жажду высшего познания, но не достиг его, а силы мои уходят...

Саламандра вдруг замерла на железной цепи в очаге и, свесив огненный хвост, казалось, внимательно слушала Фауста.

Фауст снял с полки несколько больших манускриптов и, сгибаясь под их тяжестью, побрёл к очагу.

— Вот книги, которые я создал. Долгие годы я писал их. Эта — «Ключи ада» — о тайнах магии, эта — о лекарственных травах, эта — о движении небесных тел... И всё же правды в моих книгах слишком мало, а ошибкам нет конца. Я уничтожу мои книги, как разбил колбу с бесполезным эликсиром, чтобы они не плодили новых ошибок. Сожги их, саламандра, обрати их в пепел!

И Фауст начал одну за другой бросать раскрытые книги в пылающий огонь. Листы зашевелились, почернели, по ним пробежала красная полоса. Но вдруг огонь погас. Саламандра метнулась вниз и скрылась среди обгорелых поленьев.

— Так ты не захотела сжечь мои книги, саламандра! Ты убежала от меня! — гневно вскричал Фауст.

Таки не захотела! И даже сберегла их для нас.

1 comment:

  1. Они используют pdf, потому что он позволяет сохранить неизменную привязку к страницам, например, для цитирования (когда указывают издание и страницу) или комментариев. Ну и создать любое оформление текста. Может быть, не всегда удачное.

    ReplyDelete