/* Google analytics */

Tuesday, October 22, 2013

Магические числа. Юрий Рытхэу

В последнее время глаза мне начинают изменять. К близорукости, которая у меня со школы, начала добавляться дальнозоркость. Я раньше думал, что они друг друга скомпенсируют, но оказалось, что они прекрасно уживаются вместе. Поэтому я решил опробовать очередное чудо современности, аудиокниги. Первые опыты удались не очень, мне не понравилось исполнение, но потом я вдруг нашел несколько прекраснейших радиоспектаклей. Я послушал отличное исполнение «Лунного камня» Уилки Коллинза, где старика Бэттереджа играет божественный Евстигнеев, потом, кажется, послушал «Айвенго», потом две повести Грэма Грина (Олег Борисов в «Комедиантах» просто великолепен! Извините за столько восторгов, но это все правда). Потом я нашел хорошие аудиокниги в исполнении профессиональных звезд-актеров, Михаил Ульянов и Сергей Юрский читали рассказы Шукшина, а Александр Калягин — «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя. Это было прекрасно. А потом я нашел ту книгу, о которой сегодня пишу, «Магические числа» Юрия Рытхэу.

Моя бабушка очень любила его книги и вообще много читала о жизни народов Сибири и Крайнего Севера. Я у нее иногда брал почитать что-нибудь, но Рытхэу, кажется, не попадался, поэтому впервые я взял его книгу в руки пять лет назад. Тогда это был роман «Айвангу», очень неплохая книга о чукотском охотнике, который потерял ноги. Так он и остался бы бесполезным инвалидом, если бы на Чукотку не пришла новая власть, которая дала чукчам возможность работать головой. А сейчас я послушал еще одну книгу Рытхэу, «Магические числа».

Сюжет следующий. Энэныльын (шаман по-нашему) Кагот потерял свою жену во время эпидемии, испугался и сбежал вместе с маленькой дочерью из своего становища. Он остался жить в другом стойбище, и вел там тихую, спокойную шаманскую жизнь, пока к берегу не приплыло судно Руала Амундсена «Мод». Амундсен собирался реализовать планы Нансена, вморозить судно в лед и со льдами продрейфовать до Северного полюса, а перед тем остановился на зимовку около чукотских берегов. Почти одновременно с другой стороны на Чукотку приходит русский Алексей Першин, совмещающий в себе роль учителя и советскую власть. Чукчам приходится привыкать ко многим новым вещам, а Кагот поступает на работу к норвежцам на «Мод». Амундсен решает попробовать научить его грамоте и арифметике, но после того, как Кагот знакомится с числами, никакая грамота его уже не интересует. Он убежден, что именно в числах кроется великая сила, ведь неслучайно тангитаны (европейцы) так любят все измерять. Нужно только найти самое большое число, думает Кагот, и тогда что-то случится. Может быть, он станет всемогущим. Они берет тетрадь и пишет в ней числа, одно за другим, по порядку, начиная с единицы, и все ближе и ближе к цели, к самому большому числу... А что было дальше, не скажу! Я дослушал с большим удовольствием. Нымэлкин! Хорошо, то есть.

Любопытно, что сначала появился рассказ «Числа Какота», и только потом Юрий Сергеевич переработал его и получился большой роман, изданный в 1986 году. Но сюжеты рассказа и романа, хотть и пересекаются, но при этом совершенно непохожи и несут совершенно разный смысл. Если послушаете моего совета и прочтете «Магические числа», потратьте пятнадцать минут и на «Числа Какота», очень уж любопытный контраст получается.

Гыныкайпы кэлиннивэт тъатчаркын!

No comments:

Post a Comment