/* Google analytics */

Wednesday, December 19, 2012

Я хочу в школу. Типа, смотри, короче... Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак

Совершенно случайно на одном сайте с электронными книгами встретил две новые книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Я их книги уже читал и я о них уже писал. Поэтому я сразу пошел на Литрес и купил обе, «Типа, смотри, короче...» и «Я хочу в школу». (Кстати, в скобках сразу отмечу посредственное качество работы Литрес — текст не вычитан, многовато опечаток. Уж «анастезию» надо было исправить).

«Типа, смотри, короче...» — сборник коротких рассказов из жизни седьмого "А" класса некоторой обычной очень средней школы. У меня тоже такая была. Я тогда с удовольствием почитал бы такие истории из школьной жизни, да вот только их тогда было немного. Нынешним повезло больше, они могут прочитать о том, почему девчонки такие воображалы, а мальчишки такие противные, что лучше дарить в классе на 23 февраля и 8 марта, как позагадочнее подкинуть букет цветов, о чем думают мальчики, пойдя в кино с девочкой, и что обсуждают девочки, оставшись одни, как чувствует себя настоящий мужчина («немного глупо») и даже как инопланетяне захватили Землю. На первый взгляд, книжка немного непедагогичная (а чего они курят?!), но зато если бы я прочитал ее тогда, еще в своей очень средней школе, я, может, понял бы, что не я один так сильно переживаю из-за того, что попал в дурацкую ситуацию, и что не такая уж она дурацкая, и что даже если я сам выглядел дураком, все равно ничего страшного, потому что страшного в жизни вообще не очень много.

Так вот, этой книжки у меня не было, а похожая школа была. Не любил я ее и не люблю, а то хорошее, что у меня тогда было, связано, скорее, не со школой, а с кружками во Дворцах пионеров, астрономическим и особенно геологическим. И руководители там были хорошие, и детские компании там подбирались неслучайные. Вот там хороший человек Юрий Никифорович Мелкозеров и научил нас тому, что учеба и чтение могут быть в радость. В школе все было иначе. Впрочем, одно светлое воспоминание от школы осталось. В десятом классе проходил день дублера, когда уроки вели сами школьники. Мне достался английский в пятом, шестом и седьмом классах. В пятом классе я подружился с такими детьми! Они потом позвали меня в свой исторический клуб «Сфинкс» и до конца школы мы с ними продолжали встречаться. Не помню ни имен, ни лиц, но очень хочется думать, что я тоже для них сделал немножко того, что сделали для нас руководители кружков. Вторая книга, о которой я сегодня пишу, «Я хочу в школу», именно о таких детях, которым повезло попасть в правильную школу.

Наверное, именно такую книгу хотел написать Ник Горькавый, когда взялся за свою «Астровитянку». Он думал о книге, которая, нет, не заставила бы учиться, ни в коем случае, но показала бы прелесть учебы и удовольствие от умения пользоваться миром. Но Горькавый астрофизик, а не писатель, и детская книжка у него получилась совсем чуть-чуть, но все-таки угловатой, искусственной. Но зато кайф от познания и знания он сумел передать.

Впрочем, и Пастернак со Жвалевским тоже физики по образованию. Может, в этом ключ к хорошей детской литературе? :) Во всяком случае, они молодцы, у них тоже получилось свое решение той же задачи, но еще и литературно более умелое и, что немаловажно, без осточертевших цитат из «Гарри Поттера». Сюжет тоже закручен вокруг необычной школы, но тридцать четвертая школа не имеет, ну, абсолютно ничего общего ни с Хогвартсом, ни с колледжем Эйнштейна. Да и вообще, что это я. При чем здесь сказки и фантастика? Книга Евгении и Андрея действительно оставляет ощущение головокружительной фантастики, но ее там нет! Это стопроцентно всамделишная история, реалистичная донельзя, без единого намека на будущее или параллельный мир. Если не считать того, что так не бывает.

А произошло там вот что. Жила-была обычная тридцать четвертая школа. Дети там учились не в классах, а в разновозрастных группах. Не ходили на уроки, а работали над проектами. Ну, скажем, от кого на самом деле произошел человек (если уже произошел, конечно). Или как прожить в лесу месяц без продуктов. Или по Первой мировой войне:

Всей школой играли в солдатиков. Группы создавали армии стран, участвующих в Великой войне. Делали куклы, шили им костюмы, разбирались в оружии. А заодно пытались понять мотивы воюющих сторон.

Их главной задачей было разобраться в том, что заставляет людей рушить мир вокруг себя? Что движет теми, кто ради власти и денег готов уничтожить миллионы жизней?

Защиты проектов как таковой не было, но неделю всю школу лихорадило. Каждый день собирались в зале, сидели там часами, ругались, мирились, плакали, смеялись… Смотрели фотографии и кинохронику, читали мемуары и обсуждали книги. Было очень интересно. Хотя и очень больно.

В результате и дети выросли совершенно фантастические, невозможные. Если не считать того, что так оно и бывает:

– Эти ребята обладают бесценным даром для науки – они не зашорены. Они выдвигают головокружительные гипотезы, они не боятся показаться смешными

А потом происходит страшное. Школу закрывают на ремонт, а детей отправляют учиться в обычные соседние школы, вроде той моей, весьма средней самарской школы. Это действительно страшно. Это трагедия. Потому что

– Лучше б я не знала, что так бывает! Если б мы с самого начала учились, как все… Мы бы были, как они! Мы б не знали, что бывает по-другому! Мы бы шли в школу, как на каторгу! Мы бы умели матом ругаться! Вы нас убили, понимаете, да? Мы ж теперь пушечное мясо!

И они задумывают проект по выживанию в обычной школе. Самый трудный. Дальше, собственно, рассказывать нечего. Дальше сама книга. Берите и читайте. Это великолепно. Я не мог устоять и ставлю девять баллов. Десять я берегу для той книги, которая однажды перевернет всю мою жизнь и обесценит всю литературу, бывшую до нее.

Да, а еще оказалось, что такие школы все-таки бывают. В интервью «Комсомольской правде» Андрей и Евгения рассказывали:

В «Я хочу в школу» придумали совершенно фантастическую школу, которой быть не может ни за что. Потом выясняется, что очень похожая на нашу школу есть в Голландии и даже Москве. Мы в ней побывали. То, о чем мы мечтали, там уже действует. Например, проектная система. В «нашей» школе никаких предметов нет вообще. В московской они есть, конечно. Но параллельно ребенок, которому по проекту нужно, к примеру, узнать, как летают птицы, изучает биологию, механику, физику, географию.

Посвящается пятиклассникам из клуба «Сфинкс» :)

3 comments:

  1. Вступлюсь за Литрес. Они не вычитывают книги (это какой же штат надо держать), они выкладывают то, что получили от издательств. То есть, все опечатки идентичны бумажному изданию.

    ReplyDelete
    Replies
    1. как участник процесса скажу - издательство предоставляет pdf (издательский, а не тот, который является одним из доступных для скачивания форматом), а Литрес конвертирует из него все свои 14 форматов. естесственно, все они нуждаются в обработке

      Delete
  2. Их генеральный директор говорил:
    «Мы получаем от издателя PDF, как правило. Для нас это самый плохой вариант. Его еще нужно обрабатывать. Нам приходится распознавать текст, корректировать, редактировать, приводить книги к нашим стандартам качества».

    http://www.the-ebook.org/?p=15163

    ReplyDelete