/* Google analytics */

Sunday, August 26, 2012

Кеес — адмирал тюльпанов. Константин Сергиенко

Имя Константина Константиновича Сергиенко я знаю очень давно. Я был, наверное, классе в пятом, когда мне подарили его книгу «До свиданья, овраг!». Я прочитал ее только один раз, но запомнил на всю жизнь. Мне иногда хотелось ее перечитать, но та, которую мне подарили, куда-то пропала, другую я найти не мог, а сейчас, когда у меня на компьютере лежит этот файл, я боюсь ее читать. Еще одна его же книга, любимейшая в детстве, полузабытая потом, и только сейчас чудом ко мне возвращающаяся — «Увези нас, Пегас», детские приключения в Америке времен гражданской войны, после нее я долго бредил паровозами...

На долгое время я подзабыл о его книгах, пока не прочитал, как ни странно, книгу Александра Иличевского «Перс». Ее сюжет растет, помимо всего прочего, еще и из детской книжки Сергиенко «Кеес — адмирал тюльпанов». Так-то я и вспомнил любимого писателя детства.

Кеес — мальчик, живущий в шестнадцатом веке в Голландии, которую, по несчастью, пытаются захватить испанцы.

Многих они убили, сожгли и повесили. У нас в Лейдене столько я видел костров, что уже издали по запаху различал, что жгут человека. А в Хаарлеме, где жил мой дядя Гейберт, всех перерезали, даже вода в каналах стала красной от крови.

И вот мы восстали. Впереди всех были гёзы. Если вы не сильны в голландском, то я объясню. Гёзы – это значит оборванцы, так называли противников короля. Были среди них и бедные и побогаче, но все ненавидели Филиппа и его инквизицию.

«Мы» — это не похвальба. Кеес действительно маленький герой. Ну, во всяком случае, свой родной Лейден он отстоял. Не один, конечно. Ему помогал циркач и горбун Караколь, загадочная девочка Эле, не то бывшая русалка, не то инопланетянка, странный и смешной, но ученый Мудрила и еще множество других людей, да еще медведь и пес.

Чтобы не было путаницы, нужно сразу сказать, что несмотря на совпадение места и времени действия, Кеес — не Тиль Уленшпигель. Он все-таки мальчик, и приключения у него мальчишеские. Он не плут, не балагур и не склонен к скабрезным шуточкам, но как и Тиль, попадает в самую гущу довольно мерзких взрослых дел, из которых выходит с победой, а главное — не изменив ни себе, ни друзьям. Кстати, Кеес действительно жил в Голландии в XVI веке и действительно спас свой родной Лейден. Только звали его чуть иначе, Корнелис. Об этом подробнее можно прочесть здесь: Путешествие по Голландии с Кеесом Адмиралом Тюльпанов.

Есть книги, которые, если прочесть их в детстве, останутся любимыми навсегда. Взрослому они тоже могут понравится, но они уже не станут частью тебя. Они не будут вызывать тех же детских эмоций, которые были когда-то, они уже не напомнят о том, как ты читал эти страницы под одеялом с фонариком или сидя на развилине старой яблони. Мне чертовски жаль, что «Кеес» не попался мне в руки лет 30-35 назад. Мое детство могло стать чуть иным. И как здорово, что я все-таки прочел тогда целых две книги Сергиенко, и мое детство все-таки стало чуть иным.

А «Пегаса» я еще перечитаю. И я нашел еще несколько книг Сергиенко, до которых обязательно доберусь. Должен добраться. Читать Сергиенко — нужно.

1 comment: