/* Google analytics */

Tuesday, November 28, 2017

Немного фантастики: Крапивин, Мартынов, Саймак и еще чуть-чуть


Гость из бездны. Георгий Мартынов
Топот шахматных лошадок, Крик петуха, Ампула Грина, Кораблики или Помоги мне в пути. Владислав Крапивин
Фото битвы при Марафоне. Клиффорд Саймак
Фантастические изобретения (Сборник научно-фантастических рассказов)

Свалю в кучу несколько фантастических произведений, которые я прочитал за последнее время. Сначала, прочитав залпом сразу несколько томов мемуаров, я захотел немного отдохнуть душой и поэтому взялся за Владислава Крапивина. Как всегда, ткнул пальцем более-менее наугад (стараясь только избегать самых печальных историй) и вытащил четыре книги: «Топот шахматных лошадок», «Крик петуха», «Ампулу Грина» и «Кораблики». Я не буду о них подробно писать, я уже не раз говорил, что Крапивина очень люблю и могу читать в любое время. Если только оно есть, это время. В этот раз нашлось.

Потом была старая советская фантастика в лице Георгия Мартынова и его романа «Гость из бездны». Я же любопытен, я люблю иногда заглянуть в ЖЖ с душком политики, почитать что-нибудь коммунистическое. Не так давно по левацким ЖЖ как раз прошла запись «Лучший фантастический роман о коммунизме»: «Этот роман – практически совершенное (по крайней мере для меня) литературное воплощение образа коммунистического будущего. В нем нет пафоса, нет хвалебной истерики, это, скорее, спокойное бытоописание мира как в самом обычном романе о повседневной жизни человека. И вот это удивительное пересечение бытового, вроде бы обыденного уровня описания с мировым подлинно общечеловеческим уровнем преобразований, в которые вписан этот быт, эта повседневность – дает потрясающий эффект присутствия». Конечно, мимо такого удовольствия пройти нельзя. Я прочитал этот роман Мартынова, но конечно, был разочарован. Вроде бы все хорошо, интересно, и правы те, кто его нахваливает, но сюда бы еще горсточку литературного таланта… В этом месте я пытался подробнее написать, чего, как мне кажется, не хватает в этой книге, но получалось так тяжеловесно и вдумчиво, что я подумал, а чё вымучивать-то. Скучновато, вот и все. У Стругацких «Возвращение» живое, а этот «Гость» — искусственный.

«Фото битвы при Марафоне» — сборник рассказов Саймака. Когда-то я очень любил Саймака. Его «Почти как люди» (18 том БСФ) был в детстве для меня образцом фантастики. Потом, где-то в конце восьмидесятых, мне попалось «Кольцо вокруг Солнца». Потом была «Пересадочная станция», «Принцип оборотня». О «Заповеднике гоблинов» я долго слышал и мечтал его разыскать, но нашел позже, чем надо было бы. Лет пять назад я прочитал еще «Нет ничего проще времени». Я еще тогда решил, что больше его читать не буду. Он хорош, но почему-то мне жаль тратить на него время. Я не знаю, почему :( Может, устарел он? Вот и этот сборник рассказов — хороших, оригинальных и душевных — только раздразил меня тем, что они, эти рассказы, не имеют никакого отношения ко мне и тому, где и когда я живу. Не от мира сего, как сказала бы моя бабушка.

Сборник «Фантастические изобретения» — еще одна книжка из детства, но вот в ней я не разочаровался. В него входят несколько повестей и рассказов, которые я и сейчас считаю лучшими образцами фантастики: «Доклад об эффекте Барнхауза» — совершенно нетипичный, по-моему, рассказ Курта Воннегута, «Попытка» — единственное известное мне произведение Томаса Шерреда, «Что случилось с капралом Куку?» Дж. Керша, «Необходимость — мать изобретения» Т. Годвина и «Проникший в скалы» Гарри Гаррисона.

2 comments: