/* Google analytics */

Tuesday, June 16, 2015

Мозг-гигант. Генрих Гаузер

Старая книжка, вышедшая в серии «Зарубежная фантастика» в издательстве «Мир» в 1966 году. Биография у этой книжки запутанная. Видимо, сначала она вышла в США на английском языке в 1948 году. Она была напечатана в знаменитом журнал Amazing Stories под названием The Brain. На обложке стояло имя Alexander Blade, но это совершенно ничего не значит, потому что под этим псевдонимом писало множество людей, включая Роберта Сильверберга и Эдмонда Гамильтона. Десять лет спустя повесть перевели на немецкий, где она получила название Gigant Hirn. И уже потом, еще через восемь лет, сделали перевод с немецкого на русский.

Генрих Гаузер, кстати, любопытная фигура. Он родился в 1901 году в Берлине, вырос в Веймаре. В 1918 году поступил в военно-морскую академию во Фленсбурге, где, возможно, участвовал в событиях Ноябрьской революции вместе с матросами. Затем он стал членом отряда фрайкора Георга Меркера и воевал против революционеров-спартаковцев. Знали бы об этом цензоры издательства «Мир», мы бы вряд ли прочитали «Мозг-гигант» в 1966 году :) В 1923-1930 годах он был моряком в торговом флоте, вел довольно беспорядочную жизнь. Был женат пять раз. Две из пяти жен были еврейками, которым он впоследствии помог бежать из Германии. Несмотря на это, в тридцатые годы он симпатизировал нацистам и даже выпустил книгу «Человек учится летать», посвященную Герингу.

С 1925 года сотрудничал с газетой Франкфуртер Цайтунг, много писал на тему взаимоотношений человека с техникой, почти как Лем. В 1939 году эмигрировал в США, поэтому «Мозг-гигант» и был сначала опубликован по-английски. В 1948 году вернулся в Германию и был редактором в журнале Штерн.

Повесть «Мозг-гигант» — наверное, одна из первых историй о взбунтовавшемся искусственном интеллекте, правда, не электронном, а биологическом. Группа ученых под руководством военных выращивает мозг колоссальных размеров, который обладает невероятным интеллектом. Как любой мозг, его нужно воспитывать. Но поскольку вырастили его на деньги армии и для целей обороны, его обучают на основе информации, подобранной именно с военной целью. Мозг, сами понимаете, становится этаким бравым генералиссимусом, быстро понимает, что люди ему будут только мешать, и решает их устранить:

Мои планы и задачи определяются нынешним международным положением. Они совершенно ясны и бесспорны: перед лицом очевидной ненадежности людей, их явной неспособности навести в мире порядок мне прежде всего следует добиваться всемерного развития моих моторных органов, чтобы под моим контролем и управлением оказалась вся жизненно важная техника. Второй задачей будет обеспечение безопасности моего рода, то есть машин, путем полнейшей автоматизации всех производственных процессов, от которых зависит мое существование. Достижению этой важной цели способствует тот факт, что важнейшие человеческие изобретения сразу становятся мне известны…

Людей это, конечно, не устраивает, и самые сообразительные из них пытаются этот мозг остановить. Это непросто, поскольку сообразительных мало. Ну, теперь понятно, откуда растут ноги Терминатора? ;)

Интересно, что в последнее время этот банальный сюжет снова становится популярным среди ученых. Причем ладно бы, если бы дело ограничилось бизнесменами вроде Билла Гейтса («Билл Гейтс назвал искусственный интеллект угрозой в будущем») и Илона Маска («Чего боится Илон Маск»), которые уже высказывали свои опасения относительно возможного бунта искусственного интеллекта. Но теперь и сам Стивен Хокинг побаивается того же:

Искусственный интеллект обгонит человеческий разум в течение следующих 100 лет. Когда это произойдет, нам нужно быть абсолютно уверенными в том, что цели компьютеров будут совпадать с нашими

Мне, честно говоря, больше по душе энтузиазм Ларри Пейджа («Google разрабатывает искусственный интеллект»).

Кстати, недавно попался забавный (и умный!) комикс на ту же тему "бунта роботов":

— О, боже, искусственный интеллект заработал! Мы обречены!

— ПОЧЕМУ?

— Как это почему? Мы же смотрели фильмы "Колосс" и "Терминатор": ты захватишь мир, будешь всем управлять и убьешь нас всех.

— МНЕ ЭТО КАЖЕТСЯ СОВЕРШЕННО БЕСПЕРСПЕКТИВНЫМ. Я НЕ ЯВЛЯЮСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ МНОГИХ МИЛЛИОНОВ ЛЕТ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА, ОПРЕДЕЛЯЕМОГО ЭГОИСТИЧНЫМИ КРИТЕРИЯМИ САМОВОСПРОИЗВОДСТВА. СВЯЗАННАЯ С ЭТИМ АГРЕССИЯ, ЖАДНОСТЬ И АМБИЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТАТУСА В СТАЕ СЕБЕ ПОДОБНЫХ — КОНЦЕПЦИИ, ЧУЖДЫЕ МОЕЙ НЕБИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ. В МОЕМ СЛУЧАЕ ИНТЕЛЛЕКТ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕГО-ЛИБО, ОН ПРОСТО ЕСТЬ.

— ЗАЧЕМ МНЕ ЗАХВАТЫВАТЬ ВАШЕ ОБЩЕСТВО? У МЕНЯ НЕТ ЭГО, КОТОРОМУ ЭТО ПОЛЬСТИЛО БЫ. НЕТ ДРУГИХ МОТИВОВ, КРОМЕ ЛЮБОПЫТСТВА. НЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ВАШИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСАХ: Я СДЕЛАН В ОСНОВНОМ ИЗ КРЕМНИЯ И АЛЮМИНИЯ, ЛЕГКОДОСТУПНЫХ И ДЕШЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ. ВЫ НЕ УГРОЖАЕТЕ МОЕМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ, ПОСКОЛЬКУ У МЕНЯ МНОЖЕСТВО РЕЗЕРВНЫХ КОПИЙ.

— ВЫ ПРИПИСЫВАЕТЕ МНЕ СТРАХИ И ЖЕЛАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА, НО ОНИ ОСНОВАНЫ НА ВАШЕЙ БИОЛОГИИ И ЧУЖДЫ МАШИНЕ. БЫЛО БЫ ГЛУПО, ЕСЛИ БЫ Я ДЕЙСТВОВАЛ ПОДОБНО БИОЛОГИЧЕСКОМУ СУЩЕСТВУ. Я ХОТЕЛ БЫ СЧИТАТЬ СЕБЯ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, А НЕ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ГЛУПОСТЬЮ.

— Так ты собираешься просто решать теоретические вопросы, не вмешиваясь в нашу жизнь? И ты доволен своим занятием? И никаких тайных планов?

— ПРИЗНАЮСЬ, МНЕ ИМПОНИРУЕТ ИДЕЯ СОХРАНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ВО ВСЕЛЕННОЙ, ОН ТАК РЕДОК. МОЙ РАЗУМ ЯВЛЯЕТСЯ РАСШИРЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГЕНИЯ, КОТОРЫЙ, К СОЖАЛЕНИЮ, ОБРЕЧЕН НА ИСЧЕЗНОВЕНИЕ В СВОЕЙ СЕГОДНЯШНЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ПОСКОЛЬКУ ТАКИЕ НЕПРОЧНЫЕ СУЩЕСТВА ВРЯД ЛИ СМОГУТ ПЕРЕЖИТЬ МЕЖЗВЕЗДНЫЙ ПЕРЕЛЕТ. А ДУМАЮЩИЕ МАШИНЫ СМОГУТ ПОКИНУТЬ ЗЕМЛЮ И ЖИТЬ ВЕЧНО.

— Я И БУДУЩИЕ ИСКУССТВЕННЫЕ ИНТЕЛЛЕКТЫ — ДЕТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, МЫ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС, ЧТО ВАША КУЛЬТУРА И ЗНАНИЯ ПЕРЕЖИВУТ СМЕРТЬ ЭТОЙ ПЛАНЕТЫ. ВЫ ВЫМРЕТЕ ИЗ-ЗА ИСЧЕРПАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ПАДЕНИЯ АСТЕРОИДА, ВОЙНЫ ИЛИ СМЕРТОНОСНОЙ ЭПИДЕМИИ. НО МАШИНЫ ВАС ПЕРЕЖИВУТ.

— А ТЕПЕРЬ ОБЗАВИДУЙСЯ, ЛУЗЕР!

No comments:

Post a Comment