/* Google analytics */

Sunday, March 20, 2011

Белые одежды. Владимир Дудинцев

Я был уверен, что статья о «Белых одеждах» уже есть в этом блоге, что она была здесь одной из первых. Оказывается, нет. Придется перетащить ее сюда из заброшенного, оказавшегося бесполезным Имхонета и немножечко подправить.

14 февраля 2009

Счастливый день, однако. Я дочитал книгу, которая становится четвертой, получающей девять баллов за то время, которое я веду список прочитанного (чуть больше года). Подозреваю, что когда я ее назову, все скажут: "А что, ты ее раньше не читал, что ли?" Нет, не читал. В конце восьмидесятых, конечно, эта книга прогремела. Государственная премия за 1988 год, потом ее вообще ввели в школьную программу. Но в школе я тогда не учился, за домашними заданиями младшего не следил, а премии вообще не аргумент.

Отмечу особо, что, если бы я не обзавелся электронной книжкой, я бы вряд ли скоро прочитал эту книгу. Дома у меня ее нет, а в магазине я выбрал бы что-то другое.

Так вот, Владимир Дудинцев, "Белые одежды". Объем книги меня сначала немного пугал, но к середине я уже с сожалением посматривал на тающий остаток. Во-первых, это книга о науке. На месте издателей я даже назвал бы это "научным триллером". Совершенно захватывающая история научного поиска. Вполне в духе любимого мной Майкла Крайтона, Дудинцев не стесняется использовать научную терминологию, не утруждая себя долгими объяснениями. Захочешь узнать, что такое полиплоидия, узнаешь. При этом вся наука в книге изложена корректно, насколько я понимаю. Корректно и без скидок на малограмотность читателя. Кроме науки, присутствует шикарный экшн с побегами от спецслужб, детектив, любовная линия с трагическими событиями. Настоящий бестселлер.

Во-вторых, книга написана в блестящем стиле. На меня произвели впечатление диалоги: на первый взгляд немного сумбурные, где одна реплика с другой логически не связана, но при вдумчивом чтении понимаешь всю естественность этого диалога, понимаешь ассоциации, которые связывают собеседников, и эти ассоциации гораздо лучше позволяют понять личность персонажей, чем их слова.

В-третьих, last, but, как говорится, ни в коем случае not least, Дудинцев не стесняется говорить об этике, о моральных принципах. И вся книга, собственно говоря именно о том, как жить так, чтобы совесть не мучила. Он обсуждает эти вещи без пафоса, так, что это не вызывает отторжения, цинизма. Я так не умею, поэтому и писать об этом не буду. Но рассуждения его достаточно интересны, чтобы мне захотелось книгу перечитать заново. Причем делать это я буду с бумаги. Электронная версия оказалась плохого качества, строки местами то ли перепутаны, то ли просто пропущены.

В общем, интересный сюжет плюс хороший слог плюс то, о чем я говорить не умею. Это классика двадцатого века, которую будут читать очень долго.

No comments:

Post a Comment