В умной газете «Троицкий вариант» вышла статья «Фантастика, которой нет». Автор — заместитель главного редактора журнала «Химия и жизнь» Елена Клещенко. Елена Владимировна и сама не чужда фантастике, поэтому ее категорическое утверждение звучит вроде бы и убедительно, но в то же время парадоксально: «Характерная особенность современной русскоязычной научной фантастики: ее не существует» (Все фантасты лжецы!). Правда, она тут же уточняет: «Отдельные имена есть, литературного направления нет». Кроме того, когда она говорит о научной фантастике, она говорит о научной фантастике:
«Химия и жизнь» много лет проводит конкурс фантастического рассказа, и пару раз мы пытались ставить ограничения: брать на конкурс только научную фантастику, в крайнем случае не твердую НФ, а антуражную. (Вроде как главным образом про науку и технологию, а не про магию, но автор исходит не столько из научной картины мира, сколько из антуража, наработанного предыдущими поколениями фантастов.)
И в конце концов мы решили больше так участников не мучить. Некоторые справились, и неплохо. Но для многих — мы удивились, насколько многих! — задача оказалась явно непосильной, или неинтересной, или то и другое. Поставленные перед героями проблемы не имели отношения к реальной науке, образы и быт ученых были заимствованы из голливудских фильмов либо из советской фантастики. При этом в других жанрах тот же автор может выступать вполне достойно.
Причины известны: падение авторитета науки в обществе, интереса к ней, проблемы с образованием и самообразованием. Надо сказать, чтение рассказов с конкурса — очень нервная работа для сотрудника научно-популярного журнала. «Испорченное ДНК» — дорогие писатели, она женского рода, это дезоксирибонуклеиновая КИСЛОТА! И кто вам сказал, что «животные не могут лгать»? А если вы решили описать возникновение потенциала действия в клетке мозга героя, то почему бы не открыть «Википедию» и не узнать, что там с ионами и мембранными каналами? «Вибрационное воздействие на ДНК», превращающее человека в монстра… тут уже без комментариев. Фантаста, который совершал бы аналогичные по масштабу ошибки, живописуя танк или верховую езду, критики порвали бы на тряпочки. А с ДНК ничего, можно.
Опять же, не только мое мнение: литературные достоинства русскоязычной фантастики в последние годы несколько снизились.
И если бы сказано было только это очевидное, я бы не стал это цитировать. Но в конце, словно специально для того, чтобы еще раз не согласиться с самой собой, автор пишет: