/* Google analytics */

Monday, September 16, 2013

Собаки и демоны. Алекс Керр

Книга Алекса Керра о Японии «Собаки и демоны» почему-то приобрела определенную популярность в русскоязычном интернете (каноническая рецензия тут). Возможно, потому что Япония в книге Керра похожа на Россию: бюрократия, коррупция, застой во всех областях... Это пугает, потому что пример Японии говорит, что застой может продолжаться неопределенно долго. Во всяком случае, десятками лет.

Но если вдуматься в аргументы Керра, то возникает подозрение, что не так уж страшен черт, как его малюют. В первых главах, говоря об экономике и политике, он еще убедителен (список убедительных доказательств загнивания Японии см. в рецензии, ссылка выше) . Потом, переходя к застою в искусстве и культуре, он обвиняет японцев, по сути дела, в том, что они не соответствуют его личному идеалу японскости. Ах, всплескивает он руками, японцы перестали использовать натуральный бамбук и камень, променяв их на дешевый пластик и алюминий. Кроме дешевизны, кажется, других недостатков пластика он не упоминает. А почему бы, собственно, и нет? Разве японцы обязаны всю жизнь соответствовать стереотипам, сложившимся в остальном мире? Или, например, Керр пишет об упадке японского кино. Был, мол, Куросава и еще пара титанов, не то, что нынешнее племя, неспособное ни на что, кроме Годзиллы. Правда, он упоминает и о японской мультипликации, но только для того, чтобы отмахнуться от нее как от детского жанра. То ли дело Голливуд, штампующий философские шедевры про Бэтмена и Супермена... Очень высока степень изолированности Японии от всего международного, сетует Керр. Двери в Японии закрыты для иностранца. Но он даже не задается вопросом, а действительно ли японцам от этого плохо. После этого уже хочется вернуться назад, скажем, к рассказам о том, как мухлюют японские банки при расчете суммы своих активов, и задуматься, а что такого плохого в особенностях японской бухгалтерии, особенно в свете состояния западной экономики?

Я не фанат всего японского. Я никогда не изучал японский язык и я равнодушен к манге и аниме. Впрочем, японскую литературу я очень уважаю, от Акутагавы и Эдогавы Рампо до Кобо Абэ и Мураками. И книги о Японии тоже люблю, особенно блестящие «Записки гайдзина» Вадима Смоленского. Но все-таки Япония для меня страна чуждая, в отличие от какой-нибудь Италии, например. А вот «Собаки и демоны» заставили меня испытать чувство, противоположное тому, которое, кажется, вкладывал туда автор. Я ощутил какое-то родство с японцами, уже давно живущими в тех же условиях, что и мы у себя. Таким образом, в конце концов печальная книжка о Японии оборачивается очень оптимистичной надеждой на то, что если японцы так прекрасно себя чувствуют при таком кошмарном (если верить Керру) уровне коррупции, то, может, и Россия от нее не помрет?

Если же кого-то интересует мое мнение о том, стоит ли читать эту книгу, я скажу, что нет. Мне кажется, что в этой книге много правды, которая очень густо перемешана с преувеличениями. Разумеется, преднамеренно. В определенной степени эта книга познавательна, но разбираться, где ложь, где правда, не вижу смысла. Лучше перечитать того же Смоленского. У него, по крайней мере, книга прекрасно написана с художественной точки зрения.

No comments:

Post a Comment