/* Google analytics */

Monday, March 26, 2012

Забытая цивилизация в долине Инда. Маргарита Альбедиль

Душа отдохнула на этой интересной книге :). Предмет ее — древняя протоиндийская цивилизация в долине Инда, к которой принадлежат такие известные центры культуры как Хараппа и Мохенджо-Даро. Я получил большое удовольствие от самого жанра и от того, как книга написана: неторопливо, с любовью и занудством — тем занудством, с которым филателисты рассказывают о своих коллекциях, библиофилы — о библиотеках, а учителя — о своих выпускниках. Когда человек любит свое дело, такое занудство можно слушать бесконечно:

Всякий, занимающийся историей, испытывает неодолимый соблазн поместить себя (или самого себя, или некий усредненный образ своего современника) в ту историческую эпоху, которая является объектом его изучения. Поэтому по страницам многих исторических сочинений, написанных современными авторами, разгуливают свободно и беззастенчиво наши современники, обобщенные носители культуры описываемой эпохи, облаченные в одежды той эпохи, живущие в домах того архитектурного стиля, говорящие на тех языках, но всегда узнаваемые, близкие и понятные. Результатом такой экстраполяции здравого смысла в далекие эпохи и регионы оказывается то привычное, которое объявляется единственно возможным. «Истинно современные люди» с тем большей готовностью устилают «дороги столетий», чем далее эти дороги отстоят от нашего времени и чем менее они ясны их исследователю.

Последний же, преисполенный здравого смысла и не без веских оснований полагающий себя полноправным носителем привилегий культуры своего времени, снисходительно поглядывая на сотворенного им гомункула, не может, впрочем, отказать ему — при всей примитивности и отсталости последнего — в известной экзотической изощренности природного ума и пусть не развитых, но общечеловеческих способностях. Порой случается, что подобный гомункул ведет себя невоспроисводимым в нашей культуре образом, и тогда в словаре исследователя находятся термины для обозначения его поведения, по смыслу приближающиеся к медицинским диагнозам.

По счастью, бродившие до нас по дорогам столетий люди иногда обретают защитников в лице некоторых историков, отстаивающих их право на инаковость, как это блестяще делает, например, А. Я. Гуревич. Между тем, если бы мы научились непредвзято смотреть на то, что в предшествующие века происходило на аренах человеческих деяний, мы обрели бы уникальную возможность углубить наши познания о самих себе, как ни парадоксально это кажется на первый взгляд. Сопоставляя свои проблемы и их решения с решением общечеловеческих проблем, предлагаемых другими народами, мы смогли бы обогатить их и углубить их этим сопоставлением — вне зависимости от того, одобряем мы или не одобряем чужие решения.

Сама Маргарита Федоровна относится к протоиндийской цивилизации с явной любовью и уважением. Подозреваю, что она с удовольствием променяла бы свою работу в отделе этнографии стран Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии в Петербурге на домик в Хараппе времен ее расцвета. Послушайте, как она рассказывает о том городе:

Прямые улицы, ориентированные по сторонам света так, чтобы их продувал свежий ветер. Туалеты и душ в каждом доме (чего не было даже в Версале четыре тысячи лет спустя, замечает итальянский археолог Мандель). Жилые дома на 5-9 комнат, спланированные для максимального удобства жителей. Каналы и бассейны, причем в бассейнах есть специальные мелкие площадки для детей. Баня, обогревавшаяся горячим воздухом (вероятно, здание скорее ритуальное, чем санитарное). И примечательное отсутствие дворцов, царских гробниц, огромных храмов и вообще зданий, выделяющихся богатством.

Уже хочется посмотреть :). А вдобавок к этой идиллии там еще и высокоразвитая социальная система:

Возможная связь с так называемыми «сегментарными» государствами наследников хараппцев, дравидов, где в крестьянских обществах не было класса господ, но была сложная система местной власти.

Мне особенно понравилась глава о расшифровке протоиндийской письменности. Приключения духа, вполне сравнимые по увлекательности с головоломками Шампольона и Кнорозова, который, между прочим ,был научным руководителем М. Альбедиль (и Александра Кондратова, автора шикарной трилогии об исторических Атлантидах и многих других интересных книг) и использовал свою методологию, позиционную статистику, в том числе и для расшифровки хараппской письменности. Я когда-то писал для своего исторического блога статью о Кнорозове, узнал о «Доне Хорхе» много нового. Надо бы прочесть его «Забытые системы письма», думаю, будет интересно.

2 comments: