Очень характерная, как мне кажется, для начала двадцатого века бульварная литература. Там есть жестокий, коварный, хотя временами и благородный, немецкий барон-шпион фон Краш, который манипулирует самим кайзером, не говоря уж о монархах других стран. Там есть отважный гений-изобретатель д'Этуаль (француз, bien sûr!), оклеветанный и сражающийся за справедливость. Карибская креолка-красавица и убийца, которую использует в своих грязных операциях фон Краш. Белокурая англичанка Эдит, чистый ангел, возлюбленная д'Этуаля. И, конечно, несметные индейские сокровища, спрятанные в мексиканских джунглях и найденные мсье Тиралем, отцом карибской креолки, давно с ней разлученным, но оставившим на ее коже татуировку, в которой зашифрованы указания, как добраться до сокровищ по запутаннейшим пещерам.
Начало двадцатого века — эпоха расцвета воздухоплавания. В России тогда авиация вообще была невероятно модной. Уточкин, Попов, Ефимов — они были не просто авиаторами, а еще и суперзвездами, спортсменами, людьми первой величины. Как писал когда-то Василий Палыч Аксенов, пропеллер вращался столь ненадежно, фюзеляж был столь неуклюж и все зрелище вызывало впечатление такого страшного риска, что невольно вспоминались первые летчики, все эти Райты, Блерио, Ефимовы, Уточкины, Четверкины, и хотелось снять шляпу перед памятью этих бесстрашных. Думаю, Европу эта авиамания тоже не обошла стороной, и д'Ивуа наверняка рассчитывал подогреть читательский интерес к своей книге, используя такую популярную тему:
Двери одного из ангаров распахнулись, и оттуда выкатили аэроплан на его отправном колесике. Толпа зажужжала, словно улей.
— Начнут монопланы… Потом будут бипланы…
— А закончится полипланом Луазена и д’Этуаля!
Аппарат, вызвавший огромный интерес публики, достиг стартовой точки. С распростертыми крыльями, около пятнадцати метров в поперечнике, он казался гигантским бумажным змеем, упавшим на землю.
Пилот забрался в кабину, снабженную всем необходимым, раздался сухой звук выстрела — был дан сигнал. Чемпионат мира начался.
Рассказывать об этих полетах особо нечего. Всем и без того известны мужество и знания покорителей неба. Обошлось без катастрофы. Публика была довольна.
И вот наш гениальный инженер изобретает уникальнейший аэроплан. Задачу он ставит перед собой очень трудную, которая и сейчас еще не до конца решена: «только тогда наше дело будет закончено и практически полезно, когда воздушная машина сможет удовлетворять трем условиям: во-первых, держаться в воздухе неподвижно, в определенной точке, вместо того, чтобы поддерживать равновесие и устойчивость только посредством быстрого перемещения, как это и было сегодня; во-вторых, двигаться вперед и назад, не делая поворотов; и в-третьих — уменьшить размеры аэроплана, чтобы он мог поместиться в обыкновенном автомобильном гараже, то есть сделать машину менее громоздкой, что увеличит возможность ее использования». Но не успел он ее построить, как ее чертежи похищает фон Краш, а чтобы совсем уничтожить д'Этуаля, шпион с помощью клеветы сажает его в тюрьму. Но тут в игру вмешивается таинственный американский миллиардер:
Моё имя — Джуд Аллен — ни о чем вам не скажет. Мой титул „Король босяков“ — тоже ничего не объяснит. Чтобы вы составили обо мне некоторое представление, я вынужден вкратце рассказать вам о себе. Я рос, предоставленный случаю, познавая на собственной шкуре те ужасные условия, в которых находится ребенок, лишенный дома и семьи. Позор, преступление и нищета подстерегают этих людей на каждом шагу. У меня появилось желание вырвать кого возможно из этого отчаянного положения. Счастливое стечение обстоятельств помогло мне осуществить эту мечту. И теперь уличные мальчишки и бесприютные девчонки составляют могущественный синдикат Соединенных Штатов — „Синдикат бродяжек“, как его здесь называют. Благодаря взаимной поддержке и энергичности они устраиваются в места, где с ними обращаются прилично и содержат их вполне удовлетворительно. Мои протеже избрали меня своим главой и наградили титулом, который очень дорог моему сердцу, — они провозгласили меня королем босяков. Мои денежные средства очень велики. Обладая такими деньгами, я решил употребить их на служение справедливости. Угнетенный, кто бы он ни был, имеет право на мою поддержку.
С его помощью Д'Этуаль бежит из тюрьмы и принимается за мщение, орудуя новейшим оружием, основанным на электромагнитном излучении:
— Секрет заключается в особой способности герцевских и электрических волн производить огромные искры, настоящие молнии, проскакивающие между металлическими поверхностями.
И, показывая на цилиндр с коричневой окраской, вынутый из шкатулки, доктор прибавил:
— Вот, дети, разрушитель, который я имею честь вам представить!
— Это? — сорвался со всех уст вопрос. Но он выражал не сомнение, а восторг.
— Как, этой маленькой трубки было достаточно? — изумлялась Сюзанн.
— Будто патроны от охотничьего ружья!
— Крошечный картонный цилиндр!
— Действительно, известный сорт картона, представляющий собой единственный надежный изолятор, непроницаемый для герцевских лучеиспусканий. Но это — карманная молния! На цилиндре вы видите две кнопки. Назначение одной — удалять изолирующий колпачок, прикрывающий конец трубки, второй — вызывать электрическое соприкосновение, порождающее герцевские волны. Встретив железные части военного аэроплана, они вызвали катастрофу, свидетелями которой все были!
Но фон Краш противопоставляет ему свое собственное бесчеловечное изобретение:
— Там внутри таится смерть! Это маленькое оружие было изобретено одним ученым, которого я однажды арестовал и заключил в крепость. Он бы мог сколотить неплохое состояние, если бы не увлекся политикой. Эта вещица — бесценна. Нажимая на едва заметную выпуклость на медной поверхности, я спускаю пружину, которая через стальное дуло выталкивает изнутри маленькую бомбу. И если эта бомба встретит на своем пути препятствие, она превращается в пыль и освобождает жидкий воздух, заполняющий ее полость. Жидкий воздух мгновенно переходит в газообразное состояние и понижает температуру больше чем на сто градусов! А тот, кто послужил целью, — превращается в глыбу льда. Через пять минут тело оттаивает, но призванный на помощь врач констатирует смерть от инсульта.
Хуже всего, фон Краш берет в заложники прекрасного ангела Эдит и ее семью, и увозит их на своей роскошной яхте в Мексику, рассчитывая найти там сокровища Тираля. С помощью «короля босяков» д'Этуаль все-таки побеждает коварного боша, женится на прекрасном ангеле и становится обладателем громадного состояния. Ура!
Можете смеяться, сколько хотите, но книжка очень увлекательная :) Возможно, правда, что заслуга автора в этом не очень-то велика. Просто роман кажется очень характерным для тех лет. Вряд ли кто-то смог бы написать такую книгу лет на тридцать раньше или позже. И здесь дело не только в этом неповторимом мелодраматическом стиле, чем-то напоминающем творчество Франсуа Мерлена (помните бедолагу-писателя в исполнении Бельмондо в фильме «Великолепный»? «Я хочу бежать за тобой по пляжу, слизывая соль с твоих плеч»). Просто такие книги читали очень особенные люди. Мне кажется, что вот в этом ролике по улицам ходят как раз такие люди, читающие д'Ивуа. А когда я на них смотрю, мне все время немного грустно, потому что их уже давно нет, и все, что от них осталось, это вот эти кадры — на них они все еще о чем-то думают, что-то видят, вспоминают прочитанное. Вот так и через сто лет будет кто-то перечитывать нынешнюю бульварную литературу и представлять себе меня, читающего что-то вроде «Слепой и Бешеная»...
No comments:
Post a Comment