/* Google analytics */

Thursday, September 1, 2016

Дженни. Томасина. Пол Гэллико


В 1980 году моя бабушка повезла меня на Черное море, в Абхазию. С нами поехал соседский мальчишка, мой друг Женька. В дорогу мы взяли с собой несколько номеров «Науки и жизни». Женька читал статьи про хатха-йогу, а я — повесть Пола Гэллико «Дженни». Я эту повесть запомнил на всю жизнь. Сказка о том, как мальчик превратился в бродячего кота и познакомился с кошкой Дженни, которая учила его всему, что должны уметь кошки, научила и меня самым главным вещам в жизни: как лакать молоко, как вылизывать руки после еды, как ловить мышей.

– Если ты ошибся, – говорила она, – или расстроился, или обиделся, мойся. Если над тобой смеются, мойся. Если не хочешь ссоры, мойся. Помни: ни одна кошка не тронет другую, когда та моется. Всех случаев и не перечислишь. Скажем, дверь закрыта, ты не можешь попасть домой – присядь, помойся и успокоишься. Кто-нибудь гладит другую кошку или, не дай бог, играет с собакой – мойся, и тебе будет все равно. Загрустил – мойся, смоешь тоску. Разволновался – мойся, и возьмешь себя в лапы. Всегда, везде, в любом затруднении – мойся, и тебе станет лучше.

Весь остаток каникул я практиковался в лакании и вылизывании. Мыши на глаза не попадались. Потом-то я понял, что книжка не только об этом, она еще о доброте, любви и чести, а написана так, что не оторваться. Питер и Дженни путешествуют на корабле, попадают к доброму старикану мистеру Гримзу, убегают от собак и, конечно, от злых людей. Они живут в заброшенном доме вместе с десятками других бездомных кошек, каждая из которых имеет свою историю и свой характер. «Дженни» немного напоминает грустную повесть «До свидания, овраг» К. Сергиенко, которую я уже не раз тут упоминал.

И вторая повесть, «Томасина», тоже замечательная. Это тоже сказка, и одна кошка там тоже есть. Она даже оказывается давней родственницей Дженни Макмурр из предыдущей книги. Выходит так, что в самом начале книги она гибнет. У нее случился паралич, и сердитый и вечно занятый ветеринар Макдьюи усыпил ее, мол, все равно потом помрет, так зачем время тратить. Но для его дочки Мэри Руа смерть Томасины, а главное, то, что убил ее папа, оказалось таким ударом, что она заболела так тяжело, что вот-вот умрет. Спасти ее может только Томасина. По подсказке своего приятеля, местного священника, ветеринар в отчаянии решается искать помощи у местной ведьмы, Безумной Лори. Лори в каком-то смысле коллега Макдьюи — она тоже лечит животных, только делает это по-своему, травами и тем, чего как раз не хватало пациентам Макдьюи, любовью. Но хоть это и сказка, даже в ней никто не может оживить мертвую кошку.

Говорят, Пола Гэллико называли американским Андерсеном. Пожалуй, заслуженно. Я читал «Томасину» так, как я уже давно не читал книги — стараясь в любую свободную минуту заглянуть в текст и урвать хоть еще абзац, хоть еще несколько строк, чтобы побыстрее узнать, как дальше было дело. Это прекрасная детская сказка, но детям-то я бы ее как раз и стал давать. Проблема в том, что мораль этой сказки — уповайте на господа и дано будет вам. Ну, по крайней мере, одна из моралей, но она портит все остальные. Я не хотел бы, чтобы дети читали такое, слишком для детей убедительное:

Священник утверждал, что нельзя любить женщину и не полюбить ночь, и звезды, и воздух, которым она дышит, и солнце, согревающее ее волосы. Нельзя любить девочку и не полюбить полевые цветы, которые она приносит с прогулки, и дворнягу или кота, которых она таскает на руках, и даже ситец, из которого сшит ее передник. Нельзя любить море и не любить горы; нельзя любить летние дни и не любить дождь; нельзя любить птиц и не любить рыб; нельзя любить людей — всех или немногих — и не полюбить зверей полевых и зверей лесных; нельзя любить зверей и не полюбить траву, деревья, кусты, цветы, вереск и мох.

И уже не так возвышенно, запросто, как бы мимоходом, священник прибавлял, что не может понять, как же это любят хоть что-нибудь на свете, не любя Бога.

Взаимоотношения бездушного атеиста Макдьюи с богом (это слово в книге упорно пишут с большой буквы) и его перевоспитание выписаны в «Томасине» уж слишком прямолинейно, это отвлекает от главного, от сказки про кошек. А в кошках, надо признаться, Пол Гэллико знает толк. Пишут, что у него дома жили двадцать три кошки и собака. Кроме «Дженни» и «Томасины», он написал еще несколько книг, из которых мне хотелось бы прочесть еще «Беззвучное мяу» — руководство для котят, бездомных и бродячих кошек с инструкциями, как завести себе человеческую семью, приручить и правильно воспитать ее. По словам Гэллико, книга написана анонимной кошкой и подброшена ему под дверь. Посмотреть и почитать этот познавательный документ можно на сайте «Все о кошках, котах и котятах». Он будет полезен не только кошкам, но и так называемым их хозяевам. Тогда-то они сразу поймут, кто в доме хозяин. С другой стороны, там есть и просто советы, как сделать семейную жизнь лучше, например:

Хорошо известно, что именно сопротивление неизбежному является главной причиной возникновения напряженности и трений в семье. Это непреложный закон. Например, мужчина упрямится и не идет навстречу желаниям жены. Это, как правило, приводит к взаимным обидам и скандалам, если только ей не удалось своевременно научиться каким-то образом водить мужа за нос или приучить его подчиняться и стать более уступчивым. Если бы ему довелось прочитать эту книжку еще в юности, то он вовремя осознал бы, что женщина, которую он выбрал своей спутницей жизни, в конечном счете наверняка перехитрит его, и поэтому с самого начала смирился бы со своей участью как с должным, проявляя при этом завидное терпение и одновременно подтрунивая над самим собой, т.е. именно те качества, которые весьма характерны для пушистого существа кошачьей породы.

В 1991 году в СССР сняли фильм «Безумная Лори», по мотивам повести «Томасина». Почему-то я его никогда не видел. Надо будет поискать.

No comments:

Post a Comment