Детская повесть, написанная, по моим расчетам, в 1949 и вышедшая в 1956 году в молдавском издательстве «Шкоала советикэ», надо же, название какое... Жанр — педагогическая фантастика, наверное, так. Сюжет незатейлив, но попадись мне эта книжка в руки в школьные годы, я был бы просто сражен на месте. Четвероклассник Петька Озорников, не хулиган, но и вовсе даже не маменькин сынок (фамилия-то говорящая, разумеется), живет с мамой. Папа погиб на фронте. После очень неудачного дня расстроенный Петька попадает случайно в гости к соседу Федору Степановичу, который учит его жизни, а для закрепления материала отправляет в будущее с помощью самостоятельно изобретенной машины времени Б-14.
Электробусы, атомбусы, ракетопланы, стеклянные дворцы, зеленые улицы с зеркальными тротуарами... Петьке везет больше, чем Коле Наумову из булычевской повести «Сто лет тому вперед» — он сразу встречает своего бывшего одноклассника, теперь уже взрослого, даже пожилого человека. Генка, то бишь Геннадий Петрович, рассказывает Петьке поучительные истории о пользе образования и трудолюбия.
— А у нас вот сейчас работа у поваров совершенно другая. Она совсем не тяжелая. Зато для того, чтобы стать поваром, нужно специальный институт окончить. Повар должен уметь обращаться с очень сложными приборами, установленными в современной автоматической кухне. Таких приборов в ней около ста. Они выполняют всю физическую работу — нужно только уметь управлять ими. Приборы эти сами и продукты режут, и моют, и нужное количество отмеряют, и отвешивают, и варят, и сообщают, когда кушанье готово, и на тарелки порции раскладывают.
— Если такие приборы есть, то зачем же институт кончать? Нажал кнопку — суп готов, нажал вторую — яичница, третью — блины…
— Ты не прав, Петя. Приборами управлять вовсе не так просто, как ты думаешь. Кроме того, повар у нас является в то же время и врачом-диетологом. Он знает не только, как приготовить вкусную пищу и красиво подать ее, но и сколько и каких в данном блюде содержится витаминов, сколько имеет оно питательных калорий… Вот для чего повару нужно институт кончать. Да и вообще без высшего образования у нас сейчас почти ни к какой работе не допускают.
— А каменщик?
— Что «каменщик»? — увлекшись рассказом, не сразу понял Геннадий Петрович.
— Каменщику тоже нужно высшее образование?
— Каменщиков, как таковых, сейчас нет. Есть инженеры кладки. Вот ты видел здание, сделанное из фосфорного стекла. Оно построено с помощью десятков всевозможных сложных агрегатов. Тот, кто управляет ими, должен хорошо изучить проект всего здания, чтобы не допустить ни малейшей неточности. Инженер кладки знает и составы строительных материалов, и их назначение, и многое другое, чего прежний каменщик, конечно, не мог знать.
Заметив, что Петька напряженно старается вспомнить еще какую-либо специальность, для которой не требовалось бы кончать институт, Геннадий Петрович сказал:
— Ты лучше не напрягай память зря. Нет сейчас таких специальностей. Техника шагнула так далеко вперед, что человеку, который даже нигде не работает, и то трудно прожить без образования. Автоматические приборы, машины и механизмы, встречающиеся на каждом шагу — и на работе, и на улице, и в домашнем обиходе, — требуют знаний и умения обращаться с ними. Но главное даже и не в этом. Высшее образование развивает человека, повышает его культуру, заставляет его по-иному мыслить и чувствовать, вырабатывает в нем высокое чувство сознательности.
Какая жалость, что нынешние вице-премьеры не умеют читать. Если бы умели, они могли бы прочесть о Петьке Озорникове и им уже не пришла бы в голову идиотская мысль, что системным администраторам не нужно высшее образование.
Затем Петька знакомится с взрослыми и детьми из будущего, попадает на атомную электростанцию, на ремонтно-механический завод, в Сад Пионеров и смотрит о самом себе документальный фильм. Словом, перевоспитывается по полной программе и возвращается домой уже другим человеком, достойным жить в коммунистическом будущем. В целом, книжка ничего, из ностальгических соображений прочитать можно, из литературных лучше не надо. Но аромат эпохи в ней есть.
Мы живем в замечательной стране и в замечательное время. В нашем небе летают со скоростью звука реактивные самолеты. У нас построена первая в мире промышленная электростанция, работающая на атомной энергии. Наши полярники осваивают ледяные просторы Северного полюса. Но многое еще не сделано и предстоит сделать вам, ребята. И те из вас, кто упорным трудом проложит себе путь к науке, к знаниям, поведут в далекие рейсы аэропоезда и ракетопланы, станут строителями ядерных энергостанций, будут за несколько месяцев выращивать густые леса… и, кто знает, что еще свершите вы, дорогие ребята, в будущем, которое будет прекрасно!
PS: Список книг того же жанра можно посмотреть тут: Фантастические книги о подростках. Часть 1, Фантастические книги о подростках. Часть 2
No comments:
Post a Comment