Дневники путешествий (трэвелоги, как их сейчас коряво называют) можно поделить на два типа. Книги первого типа описывают места, в которых побывал автор. Книги второго типа описывают автора. На самом деле, они ничуть не хуже первых. Они получаются не тогда, когда автор путешествует по неинтересным местам, а тогда, когда автор отправляется в путешествие, чтобы заглянуть внутрь себя, а не наружу. Помню, например, книгу австралийки Робин Дэвидсон, которая в одиночку на верблюдах пересекла пустыню. Она писала о своем путешествии, но книга получилась о ней самой, о том, как изменила ее эта поездка. Это особенность мышления, есть такие люди. Сергей Сахнов, бывший капитан торгового флота, несколько лет проплававший в полярных экспедициях, видимо, принадлежит как раз к ним, к тем, кто едет за идеей. В интервью он так говорит о начале своей кругосветки:
Уйдя с капитанского мостика, лишившись любимого дела, что составляло смысл всей моей жизни, я понял: только грандиозная идея, которая поглотит меня всего без остатка, спасет меня и поднимет мою жажду к активной жизни так же высоко, как это было прежде. Так в моей голове оформился костяк «пожизненного проекта» под коротким названием «В 60 жизнь только начинается». На самом деле - это универсальная формула. Жизнь можно снова начинать и в 25, и в 50, и в 70, и с очередного понедельника, ну, а я начал в 60, так уж у меня получилось.
Мне знакомо это ощущение, когда тобой овладевает безумная идея. Ты все еще не веришь, что ты в состоянии это сделать, что это вообще возможно, но уже начинаешь это делать, чувствуя, как мурашки бегут по спине от собственного нахальства. Судя по всему, именно такая идея и пришла в голову бывшему капитану. Он не был спортсменом или туристом, у него не было денег, у него даже не было велосипеда. В его изложении начало путешествия выглядит форменным безумием:
Состояние безденежья обычно определяется так: «Денег нет и денег нет вообще». Так вот получилось, что на начало моей велосипедной кругосветки денег у меня не было вообще. К началу весны 2010 я был свободен, как говорится, от всего, терять уже было вообще нечего, можно было только приобретать, а это означало начало новой жизни с чистого листа. На занятые у двоюродного брата деньги я купил хороший велосипед и необходимое снаряжение в Ростове - все это обошлось, примерно, в 32 тысячи рублей(около 1 тысячи долларов –ред.), и у меня еще осталось на начальные расходы 7 тысяч рублей, с этими средствами я и начал свою «кругосветку».
В путь он отправился из Сочи. Я, честно говоря, не очень понял, почему. Ему в первые же дни пришлось карабкаться в горы. Через Ростов, Самару, Челябинск, Новосибирск, Омск и Иркутск он добрался до Благовещенска, к своим родителям. Вообще, путешественнику хорошо, когда он едет по местам, населенным родственниками :) Сахнов рассчитывал на их помощь по всей длине своей кругосветки и, похоже, у него правильные родственники, они ему действительно здорово помогли. Из Благовещенска он поехал в Китай, а добравшись до Пекина, на самолете перебрался на Аляску. Там он провел несколько месяцев, зарабатывая на дальнейший путь, оттуда опять на самолете прилетел в Калифорнию, а оттуда проехал все США до Флориды. На этом месте я тревожно стал посматривать на оставшиеся страницы, их было очень мало, явно недостаточно для оставшейся половины земного шара. К счастью, мои опасения не оправдались, ничего не случилось и Сергей благополучно добрался до Сочи, завершив полный круг. Не весь путь он проехал на велосипеде, но дело-то не в велосипеде, а в том, что он совершил кругосветку. Не его провезли вокруг света, а он проехал. Сам.
Дневники путешествий можно классифицировать еще по одному признаку. Одни заражают желанием самому попробовать что-то подобное, а другие, наоборот, отбивают такое желание. Признаться, когда я только приступал к этой книге, у меня бежали по спине знакомые мурашки — а может, и мне попробовать? Пусть не вокруг света, но все же... Но мурашки быстро утихомирились. То, о чем писал Сергей, не было похоже на мою мечту. Все-таки велосипедные путешествия имеют свою темную сторону. Во-первых, когда ты едешь по дороге, ты видишь в основном саму дорогу. То, что по сторонам, остается в стороне, на это нельзя отвлекаться. Во-вторых, ты чаще сталкиваешься с людьми, которые едут по дороге, чем с теми, кто живет рядом. А они обычно гораздо однообразнее и скучнее — водители-дальнобойщики, алкоголики, бомжи, полиция, вот, практически, и все. Нет уж, если и ездить на велосипеде, то только не по трассе. Ехать нужно по тропинкам и грунтовкам. Или идти пешком. Кстати, Сергей Сахнов, кажется, тоже так подумал и перешел на другие транспортные средства:
С ноября по март я продолжаю путешествовать и уже совершил два одиночных похода по зимней Аляске и Байкалу. Естественно, я пишу об этом книги, а также веду блог на сайте www.amur.info. Мои зимние пешие путешествия являются подготовкой для будущих походов на Южный и Северный полюса. В планах: обучение вождению небольшого самолета и получение лицензии на его управление, для этого я уже совершил в прошлом году ознакомительный полет в летной школе в Калифорнии. С накоплением летного опыта планирую облететь земной шар за штурвалом самолета.
Поэтому безумную идею придется придумывать свою. Эта мне не очень подходит. Но за вдохновляющий пример — спасибо.
No comments:
Post a Comment