/* Google analytics */

Wednesday, July 27, 2016

Календарь песчаного графства. Олдо Леопольд


Вопросами охраны природы в США озаботились куда раньше, чем в других странах. Причем озаботились, как у них водится, в промышленных масштабах — создали национальные парки (с 1872 года), взялись за охрану редких видов животных, провели учет природных ресурсов, ввели ограничения на продажу государственных земель частным лицам. А результата почему-то не добились. Начали защищать оленей, а те вдруг тысячами стали гибнуть от истощения. Сейчас даже дети в школе понимают, что если уничтожить хищников, то олени расплодятся, и им не хватит пищи, а тогда до этой мысли нужно было еще дойти. Оказалось, что виды животных по отдельности не существуют, они вписаны в сложнейшее многообразие видов, влияющих друг на друга самым неочевидным образом. И только в тридцатые годы появились работы Олдо Леопольда, одного из первых биологов, осознавших, что в природе все связано, и охранять можно только весь комплекс целиком. Если охраняем оленей, значит, нужно заботиться и о волках, и о зайцах, и о совах, и о деревьях, и даже о почвах и рельефе.

«Календарь песчаного графства» — книга вроде бы и научно-популярная, но довольно глубокая. В ней Леопольд как раз очень подробно разбирает неожиданные связи, существующие в природе. В книге четыре части. Правда, сам Леопольд пишет о трех:

В части I рассказывается о том, что видит и чем занимается моя семья в «хижине»—нашем воскресном убежище от избытка современности. На песчаных землях висконсинской фермы, сначала истощенных, а затем заброшенных нашим обществом, чей девиз — «больше и лучше», мы с помощью лопаты и топора пытаемся восстановить то, что утрачиваем за пределами нашей фермы.

Эти наброски, посвященные ферме, сгруппированы по временам года и слагаются в «Календарь песчаного графства».

Часть II — «Наброски там и сям» — рассказывает о случаях из моей жизни, которые мало-помалу и далеко не всегда безболезненно показали мне, что рота шагает не в ногу. Эти накопившиеся за сорок лет эпизоды, связанные с разными уголками нашего континента, дают достаточно полное представление о проблемах, объединяемых общим названием «сохранение дикой природы».

Часть III — «Выводы» — содержат более упорядоченное изложение ряда идей, с помощью которых мы, думающие иначе, утверждаем наше инакомыслие. Вопросы, рассматриваемые в третьей части, могут по-настоящему заинтересовать только сочувственно настроенного читателя. Эти наброски, так сказать, объясняют роте, как вновь пойти в ногу.

Tuesday, July 26, 2016

Я — приключенческий роман

Извините за банальность, но -- тест "Какая вы книга".

Тест пройден. Ваш результат:

Вы — приключенческий роман.

Вашей мятежной натуре трудно усидеть на одном месте. Вы обожаете путешествия, дальние странствия, неизведанные страны, новые встречи и знакомства. Для вас главное – свобода и независимость, даже в ущерб домашнему уюту. Вы открыты экспериментам, всему новому. Вы умеете горячо и преданно любить, однако отношения не смогут удержать вас от новых странствий.

Врут, увы. Но да, таким я мог бы быть. Эх, каким я мог бы быть романом!

Хорхе Луис Дсрхес


В 2011 году издательство «Амфора» выпустило четырехтомник Борхеса. На черной обложке фамилия автора была написана почему-то греческими буквами. Видимо, они ассоцировались у издателя с загадочностью. Но написано было не Μπόρχες, как полагалось бы, и даже не Βορχες, как можно было бы ожидать от малограмотных дизайнеров-оформителей, а δσρηες — то бишь, Дсрхес. Ни фамилии оформителя, ни имени художественного редактора нет. Подозреваю, что они, раздосадованные такой несправедливостью, просто выставили своих нанимателей, «Амфору», идиотами. А может, просто работали спустя рукава, за что и были изгнаны из выпускных данных с позором. Говорят, у филателистов ценятся такие курьезные издания. Будем считать, что нам достались 3000 экземпляров раритетного издания :)

Monday, July 18, 2016

Необычайное путешествие Петьки Озорникова. Олег Павловский


Детская повесть, написанная, по моим расчетам, в 1949 и вышедшая в 1956 году в молдавском издательстве «Шкоала советикэ», надо же, название какое... Жанр — педагогическая фантастика, наверное, так. Сюжет незатейлив, но попадись мне эта книжка в руки в школьные годы, я был бы просто сражен на месте. Четвероклассник Петька Озорников, не хулиган, но и вовсе даже не маменькин сынок (фамилия-то говорящая, разумеется), живет с мамой. Папа погиб на фронте. После очень неудачного дня расстроенный Петька попадает случайно в гости к соседу Федору Степановичу, который учит его жизни, а для закрепления материала отправляет в будущее с помощью самостоятельно изобретенной машины времени Б-14.

Электробусы, атомбусы, ракетопланы, стеклянные дворцы, зеленые улицы с зеркальными тротуарами... Петьке везет больше, чем Коле Наумову из булычевской повести «Сто лет тому вперед» — он сразу встречает своего бывшего одноклассника, теперь уже взрослого, даже пожилого человека. Генка, то бишь Геннадий Петрович, рассказывает Петьке поучительные истории о пользе образования и трудолюбия.

Sunday, July 17, 2016

Пираты, каперы, корсары. Теодор Мюгге, Карл Май, Фридрих Герштеккер


Сборник, включающий в себя три повести о пиратах трех немецких писателей, из которых я знаю только Карла Мая, родителя любимых наших Виннету и Верной Руки:
Пол Джонс. Теодор Мюгге
Робер Сюркуф. Карл Май
Джонки. Фридрих Герштеккер

Мне показалось, что это далеко не первоклассные произведения. Зато один из известнейших в России фантастоведов и фантастолюбов, Андрей Дмитриевич Балабуха, написал для этой книги лучшее, что в ней есть, прекрасное предисловие, которое я и собираюсь здесь привести полностью. Он написал все, что мог бы сказать я, только куда лучше:

Tuesday, July 12, 2016

Ленька Охнарь. Виктор Авдеев


Трилогия в духе «Республики ШКИД». О мальчике, в начале двадцатых годов сбежавшего от нелюбимой мачехи и ставшего беспризорником. Во второй части он уже стал заправским вором, но тут случайно попадает в трудовую колонию для беспризорников. После этого почти до самого конца книги он медленно, тяжело и неохотно меняется. Много общего с «Республикой ШКИД», но у меня сложилось впечатление, что «Охнарь» правдивее. Кроме того, если в «Республика» полностью посвящена жизни в школе-коммуне, то у Авдеева еще многое рассказано о жизни беспризорников «на воле». Поэтому книга его не так очаровательна и мила, как книга Белых и Пантелеева. В ней больше взрослой грязи, марающей детей, оставшихся без родителей. Но финал все-таки счастливый, что меня всегда радует :)

Sunday, July 10, 2016

Задача трех тел. Лю Цысинь


Нашумевшая фантастика китайского автора, получившая в 2015 году премию «Хьюго». «Задача трех тел» вышла на китайском в 2006 году и сразу стала очень популярной. Действие начинается в эпоху китайской культурной революции, хунвэйбины преследуют интеллигенцию, а героиня, дочь убитого хунвэйбинами профессора физики, отправляется на лесоповал. Но благодаря ее известности в науке ей везет и она случайно попадает на армейскую научную базу. Там она отправляет сигнал в космос, на который через несколько лет приходит ответ. Этот сигнал принимают инопланетяне, они собираются лететь завоевывать Землю, но... И вот тут происходит элегантный отход от западных традиций беззаветной любви к родной планете — героиня, потерявшая веру в человечество, решает, что уж лучше инопланетяне, чем ужасное, жестокое и недалекое человечество. Много лет спустя, в двадцать первом веке ей уже помогает целая организация разочарованных в человечестве землян. Этакая пятая колонна предателей-землепродавцев, понимаете ли. А для инопланетян тоже поставлено на карту их существование, потому что они живут на планете, вращающейся вокруг трех солнц (отсюда и название), и эта планета может в любое время столкнуться с каким-либо из этих солнц — им позарез нужно место, где могла бы спастись их цивилизация. Они с помощью предателей запускают на земле компьютерную игру, где действие происходит на их планете. Так они отбирают землян, склонных к сотрудничеству. Внутри этой игры разворачивается приличный кусок событий книги. В первом томе наше недалекое человечество обнаруживает инопланетную угрозу и лихорадочно соображает, а что же оно может ей противопоставить.