/* Google analytics */

Wednesday, December 23, 2015

Воспоминания об Отечественной войне 1812 года


  • «С Богом, верой и штыком!» Отечественная война 1812 года в мемуарах, документах и художественных произведениях»
  • «Письма русского офицера. Мемуары участников войны 1812 года»

По свежим следам после «Бородинского пробуждения» К. Сергиенко проглотил серию воспоминаний об Отечественной войне 1812 года. Мне попались в руки два сборника. Один я начинал читать где-то с полгода назад: «С Богом, верой и штыком!» Отечественная война 1812 года в мемуарах, документах и художественных произведениях». Тогда на меня отталкивающее впечатление произвело предисловие. Вообще-то, эта книга рассчитана, судя по аннотации, на старший школьный возраст. Автор его убеждал школьников в том, что в той войне Россия воевала не просто с французами, а с европейским безбожием и с Европой, как воплощением греха. К счастью, во второй раз я пропустил предисловие и взялся сразу за дело.

В эту антологию вошли воспоминания Тучкова (одного из знаменитых четырех братьев Тучковых), Глинки — адъютанта генерала Милорадовича и редактора «Военного журнала, артиллериста Радожицкого, путешественника, библиофила и полиглота Норова, оставшегося без ноги после Бородинской битвы, Митаревского, который в 1812 году был еще молодым артиллеристом и других. Плюс имена, которые и комментировать не нужно: воспоминания Дениса Давыдова, отрывки из «Войны и мира» Льва Толстого, записки декабриста Муравьева, письма Багратиона, Пушкина, Батюшкова, писанина небезызвестного графа Растопчина. Большой плюс сборника — воспоминания французов и отрывки из французских историков. Очень способствует адекватной оценке.

Monday, December 21, 2015

Новая книга Энди Вейра, автора «Марсианина»


Хорошая новость от Энди Вейра, автора «Марсианина», бестселлера 2015 года. Он пишет новую книгу. Собственно, он уже раньше говорил, что пишет новую книгу (Andy Weir’s Zhek to be released in 2016), но ту книгу он забросил. Сказал, что она ненаучная, всякие там инопланетяне и полеты на сверхсветовой скорости. С коммерческой точки зрения, он совершенно прав, раз «Марсианин» принес неплохую прибыль, надо повторять его успех, бить в ту же точку. На этот раз главным героем будет женщина, а действие должно происходить в лунном городе. С учетом того, что НАСА сейчас потихоньку начинает переносить внимание с Марса на Луну, книга должна быть актуальной. Разумеется, все события должны умещаться в рамки нынешней науки и технологии. Все будет как на Марсе.

Меня эта новость очень порадовала. Не столько даже потому, что мне понравилась предыдущая книга, сколько потому, что Луна мне гораздо интереснее. Еще с тех пор, как я прочитал «Сами боги...» Азимова, «Станцию Луна» Клушанцева и рассказы Лема о Пирксе (в первую очередь я про «Условный рефлекс»). Удивительно, но очень мало хороших фантастических книг о Луне. Нелегко, видимо, писать о том, что видишь. Это тебе не флаеры бластером аннигилировать.

Источники: 'The Martian' Author Andy Weir's New Book Will Take Place On The Moon; Andy Weir, author of 'The Martian', is writing a novel set on the moon

Кстати, сатирический сайт The Onion порадовал грустной пародией на пресс-релиз НАСА: «К 2055 году на Луне произойдет первое массовое убийство».

Wednesday, December 16, 2015

Волонтер девяносто второго года, или Рене Бессон, свидетель революции. Александр Дюма


Полгода назад я написал первую часть обзора книг о Великой французской революции, собирался написать вторую и третью, но, как это обычно бывает, так и не успел. Третья планировалась о художественной литературе. Видать, придется менять планы. Вот, прочитал еще одну книгу о событиях тех лет: «Волонтер девяносто второго года» Александра нашего любимого Дюма. Книга, к сожалению, неоконченная.

Главный герой — Рене Бессон, юноша, сын лесничего в королевском заповеднике. С одной стороны, он часто встречается с аристократами, приезжающими поохотиться, а с другой стороны, его хороший друг, почтмейстер из соседнего городка Сен-Мену, господин Друэ. Господин Друэ испытывает симпатию к смышленому и самостоятельному пареньку и устраивает так, что тот получает какое-никакое образование. А вместе с образованием — любовь к Жан-Жаку Руссо, равенству и справедливости.

Tuesday, December 15, 2015

«Саймон Флэгг и дьявол», Артур Порджес. Сборник фантастики «Трудная задача»


Рассказ Артура Порджеса «Саймон Флэгг и дьявол» мне впервые попался на глаза году в девяностом, в очень хорошем сборнике рассказов «Стрела времени». Не сочтите за ностальгию, но в те времена плохой фантастики почти не было. Потому и читали все подряд. Рассказ издавали в СССР и раньше, впервые он появился в 1965 году. Потом его печатал журнал «Квант». Но самый правильный сборник, в котором он выходил, был полностью посвящен математике и назывался «Трудная задача». До меня он дошел только в 2008 году, когда я уже окончательно перешел на электронные книги. Вообще, сборник просто бесподобный. Там был рассказ Хайнлайна «Дом, который построил Тил» про дом-тессеракт, складывавшийся в четвертом измерении. Были два рассказа Мартина Гарднера о профессоре Сляпенарском, «Нульсторонний профессор» и «Остров пяти красок». Первый из них мне попадался еще в «Науке и жизни». Там же, кстати, я впервые прочел «Лист Мёбиуса» А.Дейча о поезде метро, пропавшем после запуска новой линии, изменившей топологию маршрутов. Этот рассказ тоже вошел в антологию. Еще там были «Выборы» и отличное «Чувство силы» Азимова, «День статистика» Джеймса Блиша. В общем, сплошные шедевры.

Впрочем, я-то собирался сегодня писать не об этом сборнике, а именно о рассказе Порджеса. Вчера и с изумлением узнал, что по этому рассказу снят фильм! Правда, короткометражный, но очень недурственный. Между прочим, дьявола играет Кайдановский. А математика — В.Шестаков. Очень хорошо играет. Смотрите и наслаждайтесь: Математик и черт (1972).

А заодно вот еще подборка фильмов, связанных с математикой. Я фильмы редко смотрю, но в этой подборке нашел несколько виденных. Правда, добрую половину из них смотреть и не стоит...

Friday, December 4, 2015

Великий поход династронавтов. Хаим Оливер


Перечитал детскую книжку болгарского писателя Хаима Оливера (он больше известен как фантаст, автор повести «Энерган-22»). Очень весело, увлекательно, в чем-то познавательно (много ли мы вообще знаем о Болгарии?) и в лучших традициях советской детской литературы.

Детская компания, называющая себя федерацией династронавтов (динамичных астронавтов), появилась, когда объединились Общество астронавтов и Отряд динамичных. Было это еще в предыдущей книге, которая называлась «Федерацията на династронавтите». Увы, на русский язык она переведена не была, потому и привожу название по-болгарски. Возглавлял Федерацию Полковник Димчо.

Больше всего на свете Димчо любит читать. Он читает утром, днём и вечером, за завтраком, обедом и ужином. Читает, даже когда делает уроки. Читает всё, что попадётся под руку: детские сказки, взрослые газеты, романы, которые приносит из библиотеки мама, и научные труды, которые пишет в институте папа… Димчо обожает рыться в папиных книжках и журналах, разглядывать непонятные чертежи и схемы, рисунки и фотографии, на которых изображены люди в белых халатах на фоне всевозможных пробирок, колб и аппаратов. Димчо твердо знает: когда он вырастет, он будет астрофизиком. Пока что он учится в пятом классе одной из школ Софии, так же как большинство его соратников: Наско Некалка, славящийся своим умением рисовать и знанием боксёрских приёмов; поклонница классической музыки, в прошлом комиссар Отряда динамичных Вихра; журналист и радиотехник Рони Дакалка; Саша Кобальтовый Кулак, ещё не решивший, кем он станет, футболистом, офицером ракетных войск или исследователем Северного полюса. Игорёк младше их, он ещё только в третьем классе и принят лишь в кандидаты в династронавты, так же как первоклашки Кынчо, сын участкового милиционера сержанта Марко, и Фанни, чей папа, режиссёр Антон Антонов, работает не где-нибудь, а на телестудии.

Не обошлось без романтической истории. Димчо и Вихра друг другу симпатичны, но их останавливает Вихрин «заветный листок, куда с недавнего времени заносила достоинства, которыми должен обладать тот, кого она полюбит. Пока что у неё набралось только двадцать два пункта, но список пополнялся с каждым днём. Последними по времени пунктами были следующие: № 20 — чтобы он больше всего на свете любил Брамса; № 21 — чтобы ростом был не меньше метра восьмидесяти; № 22 — чтобы совершил путешествие по фьордам…»

Wednesday, December 2, 2015

Бородинское пробуждение. Константин Сергиенко


Небольшая повесть очень мной уважаемого Константина Сергиенко. По сюжету очень похоже на десятки тысяч так называемых попаданцев, нанесших научной фантастике удар по репутации, с которым не сравнится даже нашествие звездных опер. Главный герой, пишущий книгу о Бородинском сражении, ночует в стогу на Бородинском поле, а наутро обнаруживает себя в 1812 году. В общем-то, и все остальные атрибуты попаданцев присутствуют: военные действия, знания, принесенные из будущего, участие в исторических событиях и прочее. В книге, разумеется, попадается куча известных людей, включая графа Ростопчина, авантюриста Франца Леппиха (выясняется, правда, что он Лепихин), Дениса Давыдова, князя Вяземского, ну и множество военного люда: Кутузов, Багратион, Барклай, Тучков, Раевский и вся хорошо знакомая по «Войне и миру» компания. Более того, он главный герой совершенно неожиданно встречает там и свою любимую, невесть как попавшую туда из двадцатого века. Встречает он ее лишь мельком и всю оставшуюся книгу ищет.

С: Антропология чтения в современной России


На Постнауке появилось интересная лекция антрополога Михаила Алексеевского: «Антропология чтения в современной России — о культуре чтения в СССР, востребованности электронных книг и формировании читательских предпочтений». Вот выжимка из и так небольшой лекции:

Оказалось, что новые форматы технических приспособлений для чтения совершили революцию, о которой многие ничего не знают или не обратили на нее внимания. Это касается ситуации с чтением в провинции... Дело в том, что одной из глобальных проблем и в советское время, и в постсоветское было отсутствие доступа к книгам, очень ограниченный выбор. То есть фактически была сельская библиотека, которая худо-бедно комплектовалась в советское время, однако в постсоветское время денег на закупки хватало, условно говоря, на Дарью Донцову. И те люди, которые любят читать и привыкли читать в советское время, находились в очень сложной ситуации, потому что им приходилось добывать эти книги. Огромное значение приобрел обмен книг. Книголюбы в рамках населенных пунктов объединялись даже в какие-то клубы любителей чтения либо неформально. И вообще идея взять почитать книгу — это один их главных способов вообще раздобыть что-то новое и интересное. Книгообмен играл огромную роль.