/* Google analytics */

Saturday, October 15, 2011

Астровитянка (трилогия). Ник Горькавый

С выходом каждого нового тома этой трилогии я перечитывал все предыдущие сначала. Жаль, что у меня не осталось записей о том, какие впечатления были при первом прочтении. Единственное, что удалось найти, это вот такие слова, записанные после первого тома:

Очень неплохо. Hемного покоробил технократизм (Человек Ученый, как единственная положительная альтернатива Человеку Массовому и Человеку Властному), но, с другой стороны, не так уж это отличается от Понедельника. Только в Понедельнике все-таки хоть и не сказано явно, но все же можно прочитать: знание без добра хуже добра без знания. Здесь я этого не нашел.

Закончив все три тома, я попытался придумать что-нибудь еще, но, пожалуй, это самое главное. Несмотря на то, что трилогия мне кажется одним из самых важных событий в детской литературе за последние лет двадцать, ее главным минусом я считаю недостаток добра. Понятно, что жизнь такая, но все же. Впрочем, это не помешает мне перечитать ее по меньшей мере еще раз. Первому тому я поставил семь баллов, второму — шесть, третьему — пять. Но третью часть, пожалуй, стоит обдумать получше.

Немного раздражила обычная для технократов надежда на создание всеобщей теории истории, которая позволила бы предсказать будущее. Hасколько я понял, Горькавый пользовался двумя источниками на эту тему. Во-первых, "Мировая динамика" Форрестера. Это я не читал, не знаю. Hо книга относится к тому периоду, когда футурология еще только зарождалась, и каждому прогнозу верили просто потому что кто-то его сделал. Из прогнозов, сделанных в те времена Римским клубом, если что-то и сбылось, то я об этом не знаю. А вторая книга это "Синергетика и прогнозы будущего", Капица, Курдюмов и Малинецкий. Авторы — хорошие математики. Говорят, правда, что Фоменко тоже хороший математик... Так вот, эту книгу можно прочесть очень по-разному. Там есть и множество оговорок, условий, ограничений, вероятностей, которые позволяют авторам (и читателям) выдавать желаемое если не за действительное, то хотя бы за возможное :)

Monday, October 3, 2011

Солнце на продажу. Сборник НФ рассказов

Уильямс Т. Пауэрс НЕЧЕМ ДЫШАТЬ
Энн Роудс СОЛНЦЕ НА ПРОДАЖУ
Ллойд Биглмладший ПАМЯТНИК
Роберт Хайнлайн НАШ ПРЕКРАСНЫЙ ГОРОД
Роберт Силверберг ЗВЕРОЛОВЫ
Джеймс Уайт СМЕРТОНОСНЫЙ МУСОР
Челси Куинн Ярбро ЛЯГУШАЧЬЯ ЗАВОДЬ
Уильям Эрлс ТРАНСПОРТНАЯ ПРОБЛЕМА
Роберт Шекли ИНДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ КЛЮЧ
Роберт Шекли КООРДИНАТЫ ЧУДЕС
Финн О'Донневан ПУШКА, КОТОРАЯ НЕ БАБАХАЕТ
Джон Браннер ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ЛУННОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Витольд Зегальский ЗЕЛЕНЫЙ ПРОКЛЯТЫЙ ОСТРОВ
Джон Энтони ГИПНОГЛИФ
Лестер Дель Рэй КРЫЛЬЯ НОЧИ
А. Лентини ДЕРЕВО
Мюррей Лейнстер ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА
Кордвейнер Смит ИГРА С КРЫСОДРАКОНОМ
Айзек Азимов ДВИЖУЩАЯ СИЛА

Когда-то, много лет назад, в нашем издательском деле были две хорошие традиции, связанные с фантастикой. Первая — тщательный отбор лучшей западной фантастики. Ну, конечно, не обходилось и без идеологии, но не было и той макулатуры, которой сейчас завалены полки магазинов. Вторая — тематические сборники рассказов. Тема могла быть самой разной. Помню такие замечательные сборники, как «Трудная задача» о математике, «Фантастические изобретения», естественно, о фантастических изобретениях, «Через Солнечную сторону» о всех по порядку планетах Солнечной системы (включая астероид Весту, разжалованный ныне в транснептуновые объекты Плутон и вымышленный Трансплутон). «Солнце на продажу» — один из таких сборников. Все рассказы — на тему экологии, охраны окружающей среды, защиты животных. Иногда не сразу понятно, как связан сюжет с заданной темой, но догадавшись, можно только восхищаться составителями сборника, которые увидели эту связь.

Рассказы как на подбор. Почти каждый сюжет оригинален и уж наверняка заставляет задуматься. Я даже не буду выделять какие-то отдельные рассказы и пересказывать их. Все их стоит читать. Только о последнем рассказе скажу чуть больше, потому что он заставлят по-другому взглянуть и на все предыдущие, и на тему книги в целом. Действие рассказа Азимова «Движущая сила» происходит в будущем, где главным учреждением Земли является Всемирное бюро экологии, которое смогло организовать жизнь так, что и природа цела, и люди сыты. В это бюро приходит молодой ученый, предлагающий провести дорогой и рискованный эксперимент. Контролирующий компьютер отверг этот эксперимент, но председатель бюро отменяет это решение и разрешает провести эксперимент.

– Тогда почему же вы отменили это решение?

– Потому что я, да и весь наш общественный институт существуем для того, чтобы сохранить нечто гораздо большее, чем экологическое равновесие.

Марли наклонился вперед.

– Простите, я что-то не понимаю.

– Дело в том, что вы неверно цитируете сказанное мною много лет назад. В свое время я сказал две фразы, которые потом трансформировались в одну, а возможность вновь разделить их мне уже не представилась. Вероятно, человечество не желает принять их в истинном виде.

– То есть слова "Движущая сила человечества - сбалансированная экология" принадлежат не вам?

– Совершенно верно. Я говорил: "Главная потребность человечества - сбалансированная экология".

– Но у вас за спиной написано - "Движущая сила человечества…"

– Это начало второго предложения, которое люди отказываются повторить, но я никогда не забуду: "Движущая сила человечества - дух творческой неудовлетворенности". Я отменил решение компьютера не ради экологии. Она нужна нам лишь для того, чтобы жить. Я отменил его, чтобы сохранить жажду созидания и творческий дух этого юноши. Перестав творить, человек перестанет быть человеком. Сохранить дух творчества гораздо важнее, чем просто существовать.

Sunday, October 2, 2011

Псы господни. Рафаэль Сабатини

Очень хорошая романтическая история из времен англо-испанских войн, Великой и Славнейшей (aka Непобедимой) Армады и прочей инквизиции. Рассказано, как всегда, с точки зрения доброй старой Англии, которая никого не трогала, и если бы не коварные испанцы, задумавшие недоброе... Ну, что поделаешь, кому-то же нужно быть отрицательным героем. А раз право выбора принадлежит автору, то вот Сабатини и выбрал.

«Псы» даже близко не стоят с капитаном Бладом или Скарамушем. Они больше похожи на детскую историческую повесть — добротную, интересную, но обычную, каких в свое время много выпускало издательство «Детская литература». Такие очень хорошо читаются в детстве. А потом, когда уже начинаешь ценить свое время и стараешься читать то, что важно прочитать, уже не до этого.